Речевой этикет
Выделяют несколько функций речевого этикета:
1. Антиконфликтная (например, вы в транспорте случайно наступили кому-то на ногу, извиняясь, вы уменьшаете вероятность конфликта с окружающими).
2. Создание атмосферы взаимного комфорта (с вежливым человеком легко и приятно общаться).
3. Сигнализирующая о принадлежности человека к определенной социальной и культурной среде (этикет как пароль: место, занимаемое человеком в общественной иерархии, легко определить по используемым им этикетным формулам и частотности их употребления)
4. Коммуникативная (воспитанный человек всегда найдет тему для беседы, сделает общение интересным и полезным. Во многих коммуникативных ситуациях принцип сознательной вежливости помогает найти верное решение).
Этикетная роль – это положение по отношению к собеседнику. Различают отношения между равными собеседниками и старшими/младшими.
Этикетная ситуация – это условия, в которых происходит общение. Эти условия могут зависеть от непосредсвенного устного или дистанционного общения. А в официальной обстановке мы должны проявлять уважение не только к личности человека, но и к его должности.
Этикетный жанр определяет правила беседы на ту или иную тему. Наиболее распространенные этикетные жанры – приветствие, прощание, знакомство, поздравление, приглашение, благодарность, извинение, просьба, отказ, соболезнование, пожелание, комплимент, совет, одобрение.
Этикетные формулы – слова и их сочетания, постоянно используемые говорящими в соответствующих жанру ситуациях: спасибо, будьте любезны, извините, будьте здоровы. Сравним несколько способов просьбы прекратить курение: «Не могли бы Вы покурить в коридоре?», «Вы не возражаете, если я открою окно?», «Надо все-таки думать и о других людях!».
Этикетные сигналы призваны указывать на этикетные роли говорящего и адресата, на специфику этикетной ситуации. Например, обращение на «ты» или «вы» свидетельствует о степени близости собеседников в России, к младшему обычно обращаются на «ты», к старшему на «вы».
Этикетная тема – это тема беседы, соответствующая этикетной роли и этикетной ситуации, тема, которая интересна для собеседника и не может поставить его в неловкое положение.
Чистота речи
Чистота речи предполагает отсутствие в ней элементов, чуждых литературному языку или отвергаемых нормами нравственности. Чуждыми литературному языку элементами считаются территориальные диалектизмы, варваризмы, жаргонизмы, слова-паразиты.
Богатство речи
Богатство речи – это ее оптимальное насыщение самыми разными единицами языка. Признаки богатой речи: разнообразие словаря (большой запас лексических и фразеологических единиц), синтаксических структур (синонимов, вариантов, параллельных синтаксических конструкций), грамматических и словообразовательных форм, с помощью которых можно передать тончайшие оттенки мысли; самобытность, т.е. своеобразие, «самостоятельность, нешаблонность использования языковых средств, отсутствие штампов».
Выразительность речи. Тропы и фигуры
Выразительность речи создается за счет тропов и фигур. К тропам относятся: эпитеты (добрый конь, нивы печальные), сравнения (Анчар, как грозный часовой…, пишет, как курица лапой), метафоры (вода бежит, стальные нервы), метонимия (зал поет, аудитория молчала), синекдоха (у него рука в МИДе, Борода, что ты все молчишь ?). К фигурам - гипербола (тысячу раз предупреждала, напугал до смерти), антитеза (велик телом, да мал делом, здесь –честное имя, там – позор), инверсия (…и бегут, и скачут волны, чествовали героя дня всем коллективом) повторы разных типов (есть книги, которые читаются, есть книги, которые изучаются…).