Успешность профессионального обучения

Проблема успешности человека в период его подготовки к осуществле­нию самостоятельной профессиональной деятельности остается слабоизучен­ной. В настоящее время не существует точного определения «успешности профессионального обучения». Выделение критериев успешности профессио­нального обучения также представляет значительные трудности.

В тех случаях, когда речь идет о степени усвоения знаний, умений и на­выков, используют понятие «успеваемость», которая обозначается как «сте­пень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной програм­мой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Находит свое отражение в оценочных баллах».

В психологических и педагогических словарях можно найти понятие «обучаемость», которое рассматривается как:

- эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уча­щихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности;

- восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, за­висящая от его способностей;

- индивидуальный показатель скорости и качества усвоения челове­ком знаний, умений и навыков в процессе обучения.

А.К. Маркова, анализируя профессиональную обучаемость, описывает ее как «... способность к быстрому овладению профессиональными знаниями, умениями и психическими качествами».

Обобщая указанные определения, можно отметить, что обучаемость рассматривается как некоторая потенциальная способность субъекта к усвое­нию разного рода знаний, умений и навыков (учебных, специальных, профес­сиональных), но не является показателем их актуального уровня.

Учебная деятельность студента обращена в будущее, ее результаты «отсрочены», и зачастую судить об успешности профессиональной подготов­ки мы можем только после окончания профессионального учебного заведе­ния. В связи с этим, мы считаем, что в настоящее время назрела объективная необходимость определения понятия «успешность профессионального обуче­ния».

Период подготовки специалиста в профессиональном учебном заведе­нии является одним из этапов профессионализации. В это время молодые лю­ди не только знакомятся с будущей профессией, но и приступают к самостоя­тельному выполнению деятельности, у них начинает формироваться ряд профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагает усвоение не только обязательной учебной программы, но и самостоятельное постижение дополнительного материала, ориентацию на профессиональное саморазвитие, постоянно углубляющийся процесс профессионального само­определения. В связи с этим профессиональное обучение и его успешность может и должна оцениваться с точки зрения формирования тех качеств, ко­торые будут достаточны и необходимы для реализации самостоятельной тру­довой деятельности. Академическая успеваемость, находящая отражение в оценочных баллах, является важным, но не достаточным свидетельством ус­пешности профессиональной подготовки.

Профессиональная подготовка будущего специалиста обязательно предполагает формирование и развитие мотивационной сферы личности в процессе обучения. Поэтому при оценке успешности освоения профессии в период профессионального обучения необходимо учитывать и то обстоя­тельство, что профессионализм человека – это не только достижение им вы­соких производительных результатов труда, но и непременное наличие пси­хологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств.

Рассматривая вопросы психологического сопровождения профессио­нального образования, Э.Ф. Зеер указывает на разные показатели успешности обучения в зависимости от того, на каком этапе профессиональной подготов­ки находится студент: на этапе адаптации критериями успешности являются адаптация к учебно-образовательной среде; личностное самоопределение; выработка нового стиля жизнедеятельности; на этапе интенсификации – интенсивное личностное и интеллектуальное развитие; социальная идентичность; оптимистическая социальная позиция; самообразование; на этапе идентифи­кации – отождествление себя с будущей профессией, формирование готовно­сти к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.

Анализ литературы, посвященной профессиональной успешности, по­зволяет определить успешность профессионального обучения как сочетание актуального уровня усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, и индивидуальных возможностей к усвоению профессиональной информации, выполнению профессиональной деятельности.

Успешность профессионального обучения предполагает сочетание ряда характеристик или критериев, к которым относятся:

- формальные (академическая успеваемость);

- мотивационные (стремление к саморазвитию, открытость для про­фессионального обучения, которая предполагает участие в работе студенческих научных сообществ, посещение дополнительных заня­тий, факультативов, участие в олимпиадах по специальности и т.п.);

- операциональные (способность к самостоятельному овладению материалом: написание конспектов, рефератов, связанное с само­стоятельным поиском литературы, проведение студенческих иссле­дований; умение применять полученные знания на практике) пока­зателей.

Таким образом, вопрос успешности личности в целом и успешности в отдельных видах деятельности является предметом изучения зарубежной и отечественной психологической науки. Исследователи выделяют два вида и соответственно две группы критериев профессионального и карьерного успеха. Объективный успех предполагает положительный результат в про­фессии, который может быть признан и оценен другими людьми. Наличие объективного положительного результата не всегда означает внутреннюю (субъективную) удовлетворенность человека своими достижениями.

Проблема успешности профессионального обучения, содержание и кри­терии успешности, в том числе и психологические, являются важными аспек­тами развития профессионала в целом. Учет факторов, критериев успешности профессионального обучения необходим для организации процесса подготов­ки специалиста, который предполагает формирование не только профессио­нальных знаний, умений и навыков, но и развитие психологических детерми­нант деятельности (мотивов, ценностей, установок и т.п.).