Успешность профессионального обучения
Проблема успешности человека в период его подготовки к осуществлению самостоятельной профессиональной деятельности остается слабоизученной. В настоящее время не существует точного определения «успешности профессионального обучения». Выделение критериев успешности профессионального обучения также представляет значительные трудности.
В тех случаях, когда речь идет о степени усвоения знаний, умений и навыков, используют понятие «успеваемость», которая обозначается как «степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, осознанности и прочности. Находит свое отражение в оценочных баллах».
В психологических и педагогических словарях можно найти понятие «обучаемость», которое рассматривается как:
- эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности;
- восприимчивость обучаемого к обучению и накоплению опыта, зависящая от его способностей;
- индивидуальный показатель скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения.
А.К. Маркова, анализируя профессиональную обучаемость, описывает ее как «... способность к быстрому овладению профессиональными знаниями, умениями и психическими качествами».
Обобщая указанные определения, можно отметить, что обучаемость рассматривается как некоторая потенциальная способность субъекта к усвоению разного рода знаний, умений и навыков (учебных, специальных, профессиональных), но не является показателем их актуального уровня.
Учебная деятельность студента обращена в будущее, ее результаты «отсрочены», и зачастую судить об успешности профессиональной подготовки мы можем только после окончания профессионального учебного заведения. В связи с этим, мы считаем, что в настоящее время назрела объективная необходимость определения понятия «успешность профессионального обучения».
Период подготовки специалиста в профессиональном учебном заведении является одним из этапов профессионализации. В это время молодые люди не только знакомятся с будущей профессией, но и приступают к самостоятельному выполнению деятельности, у них начинает формироваться ряд профессионально важных качеств. Профессиональное обучение предполагает усвоение не только обязательной учебной программы, но и самостоятельное постижение дополнительного материала, ориентацию на профессиональное саморазвитие, постоянно углубляющийся процесс профессионального самоопределения. В связи с этим профессиональное обучение и его успешность может и должна оцениваться с точки зрения формирования тех качеств, которые будут достаточны и необходимы для реализации самостоятельной трудовой деятельности. Академическая успеваемость, находящая отражение в оценочных баллах, является важным, но не достаточным свидетельством успешности профессиональной подготовки.
Профессиональная подготовка будущего специалиста обязательно предполагает формирование и развитие мотивационной сферы личности в процессе обучения. Поэтому при оценке успешности освоения профессии в период профессионального обучения необходимо учитывать и то обстоятельство, что профессионализм человека – это не только достижение им высоких производительных результатов труда, но и непременное наличие психологических компонентов – внутреннего отношения человека к труду, состояния его психологических качеств.
Рассматривая вопросы психологического сопровождения профессионального образования, Э.Ф. Зеер указывает на разные показатели успешности обучения в зависимости от того, на каком этапе профессиональной подготовки находится студент: на этапе адаптации критериями успешности являются адаптация к учебно-образовательной среде; личностное самоопределение; выработка нового стиля жизнедеятельности; на этапе интенсификации – интенсивное личностное и интеллектуальное развитие; социальная идентичность; оптимистическая социальная позиция; самообразование; на этапе идентификации – отождествление себя с будущей профессией, формирование готовности к ней, развитая способность к профессиональной самопрезентации.
Анализ литературы, посвященной профессиональной успешности, позволяет определить успешность профессионального обучения как сочетание актуального уровня усвоения профессиональных знаний, умений и навыков, и индивидуальных возможностей к усвоению профессиональной информации, выполнению профессиональной деятельности.
Успешность профессионального обучения предполагает сочетание ряда характеристик или критериев, к которым относятся:
- формальные (академическая успеваемость);
- мотивационные (стремление к саморазвитию, открытость для профессионального обучения, которая предполагает участие в работе студенческих научных сообществ, посещение дополнительных занятий, факультативов, участие в олимпиадах по специальности и т.п.);
- операциональные (способность к самостоятельному овладению материалом: написание конспектов, рефератов, связанное с самостоятельным поиском литературы, проведение студенческих исследований; умение применять полученные знания на практике) показателей.
Таким образом, вопрос успешности личности в целом и успешности в отдельных видах деятельности является предметом изучения зарубежной и отечественной психологической науки. Исследователи выделяют два вида и соответственно две группы критериев профессионального и карьерного успеха. Объективный успех предполагает положительный результат в профессии, который может быть признан и оценен другими людьми. Наличие объективного положительного результата не всегда означает внутреннюю (субъективную) удовлетворенность человека своими достижениями.
Проблема успешности профессионального обучения, содержание и критерии успешности, в том числе и психологические, являются важными аспектами развития профессионала в целом. Учет факторов, критериев успешности профессионального обучения необходим для организации процесса подготовки специалиста, который предполагает формирование не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и развитие психологических детерминант деятельности (мотивов, ценностей, установок и т.п.).