Грузоподъёмные средства

Грузоподъемные машины – это машины циклического действия, предназначенные для подъема и перемещения грузов на небольшие расстояния в пределах определенной площади промышленного предприятия.

Грузоподъемные машины весьма разнообразны по назначению принципам действия и конструктивному исполнению.

По назначению грузоподъемные машины условно разделяют на общего и специального назначения.

Машины общего назначения более универсальны. Их используют в производственных условиях для выполнения только подъемно-транспортных операций.

Специальные грузоподъемные машины используют для подъема и перемещения определенных видов грузов либо для выполнения подъемно-транспортных операций при специальных технологических процессах.

По конструктивному исполнению грузоподъемные машины классифицируют на подъемные механизмы (домкраты, тали и т.д.), подъемники, грузоподъемные краны, погрузчики и манипуляторы.

Кроме того, грузоподъемные машины в зависимости от конфигурации обслуживаемой рабочей площади можно разделить на следующие группы: подъемные механизмы, подъемники – определенная точка рабочей площади; тележки, тали – рабочая площадь в виде прямолинейной или криволинейной полосы; стационарные поворотные краны – рабочая площадь в виде узкого кольца; стреловые краны, манипуляторы – рабочая в виде широкого кольца или сектора; краны мостового типа, кабельные, краны-штабелеры, чики, манипуляторы, самоходные краны – рабочая площадь произвольной конфигурации.

Домкраты.

Домкраты, предназначенные для подъема грузов на небольшую высоту (от 0,15 до 0,7 м) применяют преимущественно при ремонтных и строительно-монтажных работах. Основное отличие домкратов от других грузоподъемных машин состоит в том, что подъем груза домкратами производится без грузозахватных устройств. Некоторые домкраты могут производить горизонтальное перемещение поднятого груза на небольшое расстояние. Домкраты бывают переносными и стационарными. По конструкции домкраты разделяют на реечные, винтовые и гидравлические.

Привод домкратов может быть ручным и механическим.

Тали.

Таль – грузоподъемное устройство (лебедка) с ручным, электрическим или пневматическим приводом, которое подвешивают к балкам или специальным тележкам, перемещающимся по подвесному монорельсовому пути.

Лебедки.

Лебедками называют грузоподъемные машины, в которых в качестве рабочего элемента, навиваемого на барабан или огибающего канатоведущий шкив или звездочку, используют канат или цепь. Лебедки предназначены для подъема и перемещения грузов по горизонтальному или наклонному пути при ремонтных, строительно-монтажных и других работах, а также для механизации транспортирования грузов.

Лебедками также называют механизмы подъема грузоподъемных кранов и подъемников, механизмы изменения вылета или передвижения тележек кранов, если в этих механизмах используют канаты или цепи.

Подъемники.

Подъемником называют грузоподъемную машину прерывного (циклического) или непрерывного действия для подъема груза и людей в специальных грузонесущих устройствах, движущихся по жестким вертикальным (иногда наклонным) направляющим или рельсовому пути.

По способу передачи воздействия от привода к грузонесущим устройствам различают:

канатные, цепные, реечные, винтовые и плунжерные подъемники.

Подъемники имеют электрический, реже гидравлический привод.

Лифты.

Подъемник прерывного действия с вертикальным движением кабины или платформы по жестким направляющим, установленным в огражденной со всех сторон шахте.

Грузоподъемные краны.

Одним из наиболее распространенных средств механизации погрузочно-разгрузочных работ на любых производствах являются грузоподъемные краны, обеспечивающие подъем груза, перемещение его на незначительное расстояние и опускание с помощью грузозахватного устройства.

Грузоподъемные краны классифицируют по:

конструктивному исполнению;

конструкции грузозахватного устройства;

виду перемещения;

конструкции ходового устройства;

по виду привода механизмов;

степени поворота;

способу опирания.

По конструктивному исполнению грузоподъемные краны разделяют на:

краны мостового типа – мостовые, козловые и мостовые перегружатели; кабельные и мостокабельные; краны-штабелеры; краны стрелового типа;

самоходные краны (гусеничные, железнодорожные, пневмоколесные, плавучие, шагающие).

По конструкции грузозахватного устройства краны разделяют на крюковые – предназначенные для работы с различными штучными грузами; грейферные – для работы с сыпучими материалами; магнитные – для транспортировки стальных и чугунных грузов; клещевые – для ящиков, бочек, мешков и т.д.; траверсные – оборудованные, например, вакуумными захватами; автоматические захваты (спредеры) – для транспортирования контейнеров.

По виду перемещения:

стационарные и передвижные.

По конструкции ходового устройства:

рельсовые, пневмоколесные, гусеничные, канатные, шагающие, плавучие.

По виду привода механизмов краны бывают ручными, электрическими, гидравлическими, пневматическими, с приводом от двигателя внутреннего сгорания, паровым и комбинированным.

По способу поворота стрелы краны разделяют на полноповоротные, неполноповоротные и неповоротные.

По способу опирания на крановый путь краны бывают опорные и подвесные.

При производстве дорожно-строительных работ используют самоходные краны. Эти краны классифицируют по грузоподъемности, конструкции ходового устройства, типу привода, виду стреловых устройств.

Грузоподъемность стреловых кранов в основном зависит от вылета стрелы с учетом устойчивости крана от опрокидывания и прочности его элементов.

По конструкции ходового устройства эти краны разделяют на гусеничные, автомобильные, пневмоколесные и с рельсово-колесным ходом.

По типу привода самоходные краны бывают с механическим, электрическим, гидравлическим или смешанным приводами.

При использовании группового механического привода все механизмы крана получают движение от дизеля или другого двигателя внутреннего сгорания; при использовании электрического многодвигательного привода каждый механизм имеет индивидуальный электродвигатель; при использовании гидропривода каждый механизм оснащен индивидуальным гидродвигателем.

На самоходных кранах устанавливают следующие стреловые устройства: невыдвижное (решетчатая стрела, секции которой жестко соединены одна с другой) ; выдвижное (стрела с одной или несколькими выдвижными секциями для изменения её длины).

Самоходный кран состоит из неповоротной и поворотной частей.

 

Особенности расчета потребности в специальных транспортных средствах и устройствах.

 

Исходными данными для проектирования и расчета пневмотранспорта являются:

  • химико-механическая и аэродинамическая характеристики транспортируемого материла;
  • технологические требования к продукту на конечном участке транспорта, товарный вид, допускаемая степень измельчения и т.д.;
  • технологические требования к режиму транспортирования: непрерывность или периодичность подачи материала;
  • условия загрузки материала в питатель установки из стационарного (силос) или передвижной (вагон, судно, резервуар на автоприцепе) емкости или через специальный дозатор с контролем объема или массы материала;
  • требуемая производительность установки и место загрузки и выдачи материала.

 

Расчетную производительность принимают обычно больше той, которая обусловлена заданием, так как учитывается перспективы увеличения мощности и аварийные случаи (вводится коэффициент 1,1 - 1,2), а также неравномерность процесса перемещения материла по времени по интенсивности (в зависимости от интенсивности технологического процесса и местных условий коэффициент составляет 1,05 - 1,3. При отсутствии специальных зданий по этим вопросам расчетная производительность установки может быть принята с ориентировочным коэффициентом 1,5.

Эжектор предназначен для перекачки сыпучих материалов в системах пневмотранспорта, с помощью сжатого воздуха или другого инертного газа.