КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 9 страница

 

Следует иметь в виду, что в отличие от срока исковой давности, который в исключительных случаях может быть восстановлен судом при наличии уважительной причины, срок на предъявление претензии носит пресекательный характер, и его пропуск погашает само право на предъявление иска.

В ст. 404 КТМ РФ предусматривается возможность передачи права на предъявление претензии только получателю или наоборот, а также отправителем или получателем экспедитору или страховщику. Такая передача может быть удостоверена переуступочной надписью на коносаменте или ином перевозочном документе.

 

К срокам исковой давности применяются общие правила главы 12 ГК РФ, и под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Сроки исковой давности и порядок их исчисления являются императивными и не могут быть изменены соглашением сторон. Однако иск принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности, и исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения решения по делу.

 

Общий срок исковой давности составляет три года, однако для отдельных видов исковых требований могут устанавливаться законом специальные сроки давности – сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком давности.

 

Согласно п. 1 ст. 408 КТМ РФ к требованиям, вытекающим из договора морской перевозки грузов, применяется годичный срок исковой давности, исчисляемый по требованиям:

- возмещения ущерба за утрату груза – по истечении 30 дней со дня, в который груз должен быть выдан, при перевозке в смешанном сообщении – по истечении 4 месяцев со дня приема груза для перевозки;

- возмещения ущерба за повреждение груза, просрочки в его доставке, и возврата переборов или взыскания недобора провозных платежей – со дня выдачи груза и, если груз не был выдан, - со дня, в который он должен быть выдан;

- возмещения убытков в связи с неподачей судна или подачу его с опозданием, платы за простой судна, премий за досрочную погрузку или выгрузку груза - со дня окончания месяца, следующего за тем, в котором началась или должна была начаться перевозка груза;

- ко всем остальным случаям – со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления требования.

 

Двухгодичный срок исковой давности предусмотрен для таких требований, которые возникают из договора морской перевозки пассажира в заграничном сообщении, если только обе стороны не являются организациями или гражданами РФ; договора морского страхования, из столкновения судов и осуществления спасательных операций (как это предусматривается соответствующими конвенциями: п. 1 ст. 16 Афинской 1974 г., ст. 7 Конвенции 1910 г. о столкновении и ст. 23 Конвенции 1989 г. о спасании).

 

Начало исчисления срока исковой давности зависит от наличия или отсутствия специфических условий: со дня возникновения права на иск – по требованиям из договора морского страхования и столкновения судов и со дня окончания спасания – из договора спасания.

По требованиям, вытекающим из договора буксировки, морского агентирования, морского посредничества, тайм-чартера, бербоут-чартера и из общей аварии применяется годичный срок исковой давности, который, за исключением общей аварии, исчисляется со дня возникновения права на иск.

 

Специальные сроки исковой давности установлены по требованиям возмещения ущерба от загрязнения с судов нефтью и ущерба в связи с морской перевозкой опасных и вредных веществ. Эти сроки установлены в соответствии с конвенциями по этим вопросам, в которых участвует РФ (три года с момента, когда потерпевший узнал или должен был узнать о причинении ущерба, при этом иски в связи с загрязнением нефтью не могут быть предъявлены по истечении шести лет со дня инцидента, а иски о возмещении ущерба в связи с перевозкой опасных и вредных веществ – по истечении десяти лет со дня инцидента, вызвавшего ущерб. Эти сроки являются пресекательными, и их пропуск погашает само право требования.

К требованиям, по которым сроки исковой давности не предусмотрены КТМ РФ, применяются общие сроки исковой давности, установленные гражданским законодательством, что следует сказать и о приостановлении и перерыве срока давности.

 

2. Документальное оформление морской перевозки грузов и претензий, возникающих из договоров морской перевозки и других оснований.

 

В связи с принятием 8 ноября 2007 года Федерального закона «О морских портах и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» № 261-ФЗ был закреплен фактически сложившийся статус морского порта как совокупность объектов инфраструктуры портов и место ее расположения, которые предназначены для обслуживания судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также для взаимодействия с другими видами транспорта.

Владельцами инфраструктуры порта или морского терминала являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие их от своего имени независимо от того, являются ли они собственниками этих объектов или используют их на ином законном основании (пункты 6 и 7 статьи 4 Закона).

Основным действующим лицом в морском порту выступает оператор морского терминала, т.е. транспортная организация, осуществляющая его эксплуатацию, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и пассажиров (пункт 8 статьи 4 Закона).

В качестве пользователей услуг в морском порту выступают грузоотправитель, грузополучатель, судовладельцы, перевозчики, пассажиры либо иные физические или юридические лица.

Указанным Законом введен новый вид договора оказания услуг в морском порту – договор перевалки грузов, заключаемый между оператором морского терминала и заказчиком, в качестве которого может выступать грузоотправитель, грузополучатель, перевозчик, экспедитор либо иное физическое или юридическое лицо.

Заказчик обязан обеспечить своевременное предъявление груза в морском порту для его перевалки и своевременное получение груза и его вывоз из порта. В свою очередь, в обязанности оператора морского терминала входят погрузка, выгрузка, перемещение в пределах морского порта, технологическое накопление груза, а также оформление документов на грузы, подлежащие перевалке.

Перевалка грузов в морских портах осуществляется посредством взаимодействия операторов морских терминалов и перевозчиков морского, железнодорожного, автомобильного и иных видов транспорта, при этом порядок взаимодействия, права и обязанность операторов морских терминалов и перевозчиков при перевалке грузов в морских портах определяются узловыми соглашениями, предусмотренными статьей 799 ГК РФ. Основное содержание узлового соглашения излагается в пункте 4 статьи 27 Закона о морских портах.

При анализе документации, требуемой при оформлении экспортно-импортных перевозок грузов, можно выделить документацию, оформляемую для доставки товаров морским транспортом при экспорте, и документацию, оформляемую при импорте товаров.

1) В процессе организации доставки товаров морским транспортом при экспорте производятся операции по приему грузов от отправителей и последующей сдаче их морскому перевозчику с оформлением и выдачей соответствующих документов.

2) Перед началом отгрузки товара на экспорт отправитель (организация – экспортер) или его экспедитор выдает поручение на отгрузку – экспортное поручение или погрузочный ордер, который содержит все основные реквизиты, обеспечивающие возможность подготовки данного груза к отправке, его прием на судно, подготовку грузовых документов и выполнение всех необходимых формальностей.

3) Указанные в экспортном поручении грузы до вручения оператору морского терминала проходят таможенное оформление, организуемое экспедитором отправителя. Два экземпляра экспортного поручения с приложением всех документов на каждую партию груза (спецификации, сертификатов веса и качества, свидетельства о происхождении товара и т.д.) вручаются администрации судна. Грузовой помощник капитана проверяет документы и дает разрешение на погрузку.

Если на судно грузится несколько партий груза по нескольким грузовым поручениям, то составляется грузовой список, что свидетельствует о выполнении экспортером обязательства по предъявлению груза для перевозки. На поручении и грузовом списке должен быть штамп таможни о выпуске груза.

4) После погрузки грузовой помощник капитана расписывается в принятии груза на обоих экземплярах грузового поручения, и с этого момента оно называется штурманской распиской и представляет собой документ, удостоверяющий принятие груза судном и переход ответственности за груз на перевозчика. Один экземпляр остается на судне, другой передается грузоотправителю.

В иностранных портах составляется отдельный документ в подтверждение приема груза судном, также называемый штурманской распиской – “mate’s receipt”, “dock receipt”, и в ней отражаются все обнаруженные расхождения между данными поручения и фактическими данными о состоянии груза (число мест, вес, объем, товарное качество, состояние тары и упаковки).

5) На основе штурманской расписки перевозчик выписывает основной документ, служащий для оформления морской перевозки груза, - коносамент.

После отгрузки экспортных товаров экспедиторы внешнеторговой организации извещают своих отправителей и иностранных покупателей об отгрузке. Одновременно по почте они отправляют своим клиентам отгрузочные и товаросопроводительные документы, в том числе оригиналы и копии коносаментов. При направлении этих документов капитанской почтой (на судне) оформляется расписка капитана.

 

В процессе организации доставки товаров морским транспортом при импорте товаров необходимо оформлять следующие документы:

По прибытии судов с импортными грузами в порт назначения капитаны судов передают оператору морского терминала комплект документов на прибывшие импортные грузы, отправленные из иностранных портов. В комплект документов входят коносаменты, манифесты, грузовые планы – “cargo plans”, на основе которых производится приемка и оформление грузов.

Груз может приниматься в трюме или у борта судна либо на палубе судна по отдельным коносаментным партиям с подсчетом числа мест и проверкой маркировки для отнесения коносамента к тому или иному грузу.

В соответствии с условиями контрактов по купле-продаже проводится приемка товаров в порту назначения экспедиторами по поручению импортеров и может осуществляться с привлечением экспертов (сюрвейеров). На основании акта-извещения, акта экспертизы и аварийного сертификата импортер-получатель груза может составить претензию к виновной стороне (отправителю или перевозчику). К этим документам прилагаются оригинал коносамента и другие документы в подтверждение, что судно приняло на борт груз в неповрежденном виде.

И, наконец, внешнеэкономические организации должны заблаговременно, то есть до прихода судна с грузом, выслать разнарядку на отгрузку импортных грузов с указанием в ней названия судна, даты его прибытия, номера коносамента, номера заказа, наименования груза, числа мест, веса брутто, железной дороги и станции назначения, наличия железнодорожной ветки получателя, наименование грузополучателя и его полного почтового адреса. Вывоз импортных грузов производится заказчиком в соответствии с условиями договора перевалки грузов и находится под контролем оператора морского терминала.

 

3. Морской протест, порядок и сроки его оформления.

 

Согласно ст. 394 КТМ РФ, если во время плавания или стояки судна имело место происшествие, которое может явиться основанием для предъявления судовладельцу имущественных требований, капитан судна в целях обеспечения доказательств должен сделать заявление о морском протесте.

Морской протест особенно важен при рассмотрении требований, возникших в результате происшествий, участниками или свидетелями которых являлись, как правило, лишь работники перевозчика (судовладельца).

Происшествие, могущее быть основанием для предъявления к перевозчику требований зачастую происходит во время плавания, например, утрата, повреждение или задержка в доставке грузов могут произойти вследствие непреодолимой силы, опасностей или случайностей на море, спасания жизни или имущества, военных действий, столкновений судов, посадки на мель. В порту судно может быть задержано или арестовано, вход в порт запрещен в результате карантина, блокады и т.д.

Чаще всего морской протест оформляется при перевозке грузов, поскольку в силу ст. 166 КТМ РФ бремя доказывания того, что утрата, повреждение или просрочка в доставке произошли не по вине перевозчика, лежит на самом перевозчике, а, делая заявление о морском протесте, он перекладывает на истца бремя доказывания вины перевозчика при утрате, повреждении либо просрочки в доставке груза.

В заявлении о морском протесте должны быть кратко и точно изложены обстоятельства происшествия и указаны конкретные меры, которые предпринимались перевозчиком для предотвращения ущерба или его уменьшения (штормовые условия, перепады температуры и меры по обеспечению сохранности груза).

Согласно ст. 395 КТМ РФ заявление о морском протесте подается в российском порту – нотариусу, в иностранном порту – должностному лицу консульства РФ или компетентному лицу иностранного государства в порядке, установленном законодательством этого государства.

 

Согласно Основам законодательства о нотариате 1993 г. как нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, так и частные нотариусы имеют право совершать наряду с другими нотариальными действиями морские протесты. Такие же функции могут выполняться и должностными лицами консульских учреждений РФ. Если в иностранном порту нет российского консула, то заявление о морском протесте может подаваться в торговый (коммерческий) суд, нотариусу, в городской или местный суд согласно имеющейся практике.

Заявление подается, если происшествие произошло: в порту – в течение 24 часов с момента происшествия, во время плавания судна – в течение 24 часов с момента прибытия судна или капитана судна в первый порт после происшествия. Возможность заявления протеста сохраняется и после истечения указанных сроков, но нужно объяснить причину задержки.

В случае подозрения на причинение ущерба грузу морской протест заявляется до открытия люков, и если это невозможно сделать, то необходимо указать причину.

 

В подтверждение фактов, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна одновременно с заявлением или не позже 7 дней с момента прибытия судна в порт обязан представить нотариусу или консулу за границей для ознакомления судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

 

Выписка содержит факты, изложенные в заявлении, время прихода в порт, открывались или нет люки, меры, принимаемые капитаном судна и экипажем.

В случае гибели судна срок для подачи заявления о морском протесте исчисляется с момента прибытия капитана судна в место, в котором делается заявление.

На основании заявления капитана, данных судового журнала, опроса капитана, а при необходимости других членов экипажа нотариус или консул составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и гербовой печатью.

Акт о морском протесте составляется по форме, утвержденной Минюстом, и должен содержать:

- дату составления акта, ФИО нотариуса, наименование нотариальной конторы; ФИО, гражданство и место жительства капитана, название и флаг судна, наименование судовладельца, порт и номер регистрации;

- время прибытия судна в порт;

- время поступления от капитана заявления;

- дату представления капитаном для обозрения нотариусу судового журнала;

- описание происшествия и принятые меры по заявлению капитана и судовому журналу;

- описание доказательств, исследованных нотариусом;

- ФИО, должности, гражданство, место жительства опрошенных лиц, содержание их показаний.

Акт о морском протесте составляется в двух экземплярах, подписывается нотариусом с проставлением оттиска личной печати нотариуса, указанием его фамилии, инициалов, должности и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы. Один экземпляр акта вместе с письменным заявлением капитана и выпиской из судового журнала остается у нотариуса.

 

4. Рассмотрение морских споров в российских и иностранных судебных органах и арбитраже.

 

Существующая в РФ судебная система не имеет в своем составе специализированных судов, рассматривающих морские споры, а также специальных «адмиралтейских» правил, принятых в некоторых государствах для рассмотрения таких споров.

Компетенция судов общей юрисдикции распространяется на дела, вытекающие из гражданских правоотношений, если стороной в споре является гражданин, а исключение составляют согласно п. 3 ст. 22 ГПК лишь дела по экономическим спорам и некоторые дела, отнесенные федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Как общее правило в силу ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика, а иск к организации – по месту нахождения организации. Но наряду с общей подсудностью предусматривается альтернативная подсудность, т.е. подсудность по выбору истца. Согласно п. 8 ст. 29 ГПК РФ иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

Исключительная подсудность применяется в случае предъявления исков к перевозчикам, вытекающим из договоров перевозки, а именно, в силу п. 3 ст. 30 ГПК РФ такие иски предъявляются по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия. Эта подсудность не может быть изменена соглашением сторон.

Производство в судах общей юрисдикции регламентируется гражданско-процессуальным кодексом РФ, принятым Государственной Думой 23 октября 2002 г.

Арбитражные суды действуют на основании федерального конституционного закона от

5 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в РФ», они включают: Высший Арбитражный суд РФ,

федеральные суды округов, арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Арбитражные суд являются специализированными судами, задачей которых является разрешение экономических споров в сфере предпринимательской деятельности. Производство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с АПК РФ, принятым Государственной Думой 14 июня 2002 г.

 

5. МАК при ТПП РФ.

 

На основе Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», введенном в действие 7 июля 1993 года, действуют два основных органа для рассмотрения международных коммерческих споров: Международный коммерческий арбитражный суд (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палата РФ (ТПП РФ).

МКАС является преемником Внешнеторговой арбитражной комиссии (ВТАК), а МАК является преемником МАК при ТПП СССР, и оба этих органа имеют высокий авторитет и обширную практику рассмотрения международных коммерческих споров. Их правовой базой является вышеуказанный закон, а также два приложения к закону, содержащие Положения о МКАС и МАК. Кроме того, каждый орган имеет свой регламент и положение об арбитражных расходах и сборах.

Юрисдикция арбитражного суда при ТПП РФ определяется соглашением сторон о передаче спора в арбитраж и компетенцией суда, установленной законом. Соглашение сторон возможно в форме арбитражной оговорки, включенной в договор; третейской записи, если спор уже возник, и самостоятельного соглашения по спорам, которые могут возникнуть по какому-либо конкретному правоотношению, независимо от того, носило ли оно договорный характер или нет.

Под письменной формой соглашения понимается документ, подписанный сторонами; обмен письмами, сообщениями с использованием любых средств электросвязи и обмен исковым заявлением и отзывом на иск, если стороны не оспаривают наличие соглашения.

Компетенция МКАС охватывает две группы споров: - международные коммерческие споры и с учетом субъектного критерия спор является международным, если коммерческое предприятие одной из сторон находится за границей.

Компетенция МАК охватывает более узкий круг споров, в основном связанных с торговым мореплаванием (перевозка, страхование, лоцманская проводка, спасание и т.д.). Впервые в российском праве закреплено положение о юридической самостоятельности арбитражного соглашения, существующего в виде арбитражной оговорки, а именно, признание договора ничтожным не влечет в силу закона недействительность арбитражной оговорки.

Арбитражное разбирательство характеризуется тем, что большинство норм процедуры арбитража носит диспозитивный характер, то есть применяется тогда, когда стороны не договорились об ином. Это касается вопросов формирования арбитража , определения процедуры ведения разбирательства, формы разбирательства и т.д.

Однако имеется несколько императивных предписаний, содержащих требования, предъявляемые к арбитрам: беспристрастность, независимость и уровень квалификации, обусловленный соглашением сторон. И обязательно должно соблюдаться равноправие сторон в процессе рассмотрения спора.

По соглашению сторон разбирательство может проводиться на основе только письменных материалов, однако, если их недостаточно, то арбитраж может назначить и устное слушание. Согласно Регламенту МКАС в деле участвует докладчик, назначаемый председателем МКАС из

списка, утверждаемого Президиумом суда, сроком на пять лет. Он готовит материалы, ведет протокол заседаний, присутствует на закрытых совещаниях арбитражного суда.

 

6. Исполнение судебных решений и поручений иностранных судов.

 

Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, ограничено территорией этого государства. Поэтому допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание судом одного государства решений судов другого государства означает придание этим решениям такой же юридической силы, какую имеют вступившие в законную силу решения судов данного государства: они приобретают свойства неопровержимости, исключительности, а решения о присуждении – также и исполнимости, они обязательны для должностных лиц и органов государственной власти данного государства. Признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения.

Согласно ст. 409 ГПК РФ решения иностранных судов признаются и исполняются в РФ, если это предусмотрено международным договором РФ.

В соответствии со ст. 410 ГПК РФ вопросы о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда по ходатайству взыскателя верховным судом республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области или автономного округа по месту жительства (нахождения) должника, а если он не имеет места жительства в РФ либо оно неизвестно, то по месту нахождения его имущества. К ходатайству прилагаются документы, предусмотренные международным договором. Рассмотрев в открытом судебном заседании с вызовом должника, суд выносит определение о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда или об отказе в этом.

Отказ допускается в случаях, предусмотренных ст. 412 ГК РФ, когда:

1) решение по праву страны, на территории которой оно принято, не вступило в законную силу или не подлежит исполнению;

2) сторона, против которой принято решение, была лишена возможности принять участие в процессе вследствие того, что ей не было своевременно и надлежащим образом вручено извещение о времени и месте рассмотрения дела;

3) рассмотрение дела относится к исключительной подсудности судов в РФ;

4) имеется вступившее в законную силу решение суда в РФ, принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, или в производстве суда РФ имеется дело, возбужденное по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям до возбуждения дела в иностранном суде;

5) исполнение решения может нанести ущерб суверенитету РФ или угрожает безопасности РФ либо противоречит публичному порядку в РФ;

6) истек срок давности предъявления решения к принудительному исполнению и этот срок не восстановлен судом в РФ по ходатайству взыскателя; по российскому законодательству (согласно статье 437 ГПК оно должно быть предъявлено в течение трех лет с момента вступления решения в законную силу);

В трехдневный срок сторонам направляется копия определения суда, которое может быть обжаловано в вышестоящий суд в порядки сроки, предусмотренные ГПК.

На основании решения иностранного суда и вступившего в силу судебного определения о разрешении принудительного исполнения решения выдается исполнительный лист или судебный приказ, который направляется в суд по месту исполнения судебного решения.

 

 

по дисциплине

«Метрология, стандартизация и сертификация»

 

 

Методическое пособие для студентов в рамках технологии 30/70

для специальностей

190601 "Автомобили и автомобильное хозяйство",

240401 "Химическая технология органических веществ",

240801 "Машины и аппараты химических производств",

270102 "Промышленное и гражданское строительство",

270105 "Городское строительство и хозяйство",

270109 "Теплогазоснабжение и вентиляция",

270112 "Водоснабжение и водоотведение",

280102 "Безопасность технологических процессов и производств",

280202 "Инженерная защита окружающей среды".

 

Тольятти 2009