Концептуальные модели эффективности
В теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-
ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую
противоречия модель[21] . Общая характеристика моделей эффективности позволяет
обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и
внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и
методики оценки эффективности.
Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация –
окружающая среда». Эффективность в данной модели – способность организации
эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов
с целью поддержания своего функционирования.
С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой
она достигает своей цели.
Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или
групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов.
Организация рассматриваются как кооперативный побудительно-распределительный
механизм, настроенный на то, чтобы получать отдачу от своих членов через
обеспечение достойного вознаграждения их усилий.
Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и
структурированную характеристику деятельности организации. Она включает в себя
оценку экономичности, действенности, производительности, качества продукта или
услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения
новшеств.
Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных
организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени,
поскольку:
1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями
окружающей социальной среды;
2) имеют множественные и противоречивые цели;
3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники
оценок;
4) имеют множественные и противоречивые временные рамки.
В модели, предложенной американским социологом Р. Лайкертом,
эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов,
среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-
экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы
факторов:
1) внутриорганизационные – формальная структура органа власти,
экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных
служащих;
2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы, организационная
культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы
стимулирования и мотивации деятельности;
3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда,
степень удовлетворенности запросов потребителей.
Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что
каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в тоже время
ограничения.
Различные подходы к эффективности находят проявление в структурированных
комплексах – аспектах организационной эффективности: функциональном,
структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает
производительность; экономичность; адаптивность, т. е. способность оптимально
выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий;
гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих
проблем.[22]
Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с
эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей,
сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных
результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной
структуры (распределения ответственности и полномочий, организация
взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы
управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления
(юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками
должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными).
Рассматривая организационно-институциональный аспект эффективности, важно
подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и
какие функции выполняет организация в системе межорганизационных отношений. В
этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов
государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организаций,
поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие
организационной деятельности.
В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых
ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной
деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную,
экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую,
политическую, этическую, экологическую.[23]
С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или
характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как
социальная целостность и система.
Эффективность как интегральная и структурированная характеристика
деятельности является не только показателем, но и процессом, который необходимо
организовать и которым нужно управлять.
Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный
процесс оценки деятельности органов власти, структурных подразделений и
государственного служащего, имеющий своим содержанием: выбор системы
показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур)
эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического
состояния эффективности с требованиями этих стандартов.
Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и
зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или
иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить:
1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры);
2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее
элемент, например сфера деятельности – процесс, результат или последствия;
структурно-институциональный аспект, кадры);
3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки
эффективности).
Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих
критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные.
Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке
критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности –
признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством
анализа которых можно определить качество управления, его соответствие
потребностям и интересам общества. Показатель эффективности – это определенная
мера, позволяющая сравнить: фактическую деятельность органов власти/сотрудников с
желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные
периоды; деятельность различных органов по сравнению друг с другом.
Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно
выделить, что:
1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все
выявленные проблемы;
2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было
осуществить оценку на практике;
3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и/или поступать
из авторитетных источников. Кроме того, критерии, используемые для оценки
деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми
критериями, которые использовались в предыдущих оценках.