Концептуальные модели эффективности

В теории управления выделяют несколько моделей эффективности: системно-

ресурсную, целевую, модель удовлетворенности участника, комплексную, содержащую

противоречия модель[21] . Общая характеристика моделей эффективности позволяет

обнаружить сложный комплекс, компонентами которого являются целевые ориентиры и

внешняя среда, организационная деятельность и структура, технологии управления и

методики оценки эффективности.

Системно-ресурсная модель основана на анализе соотношения «организация –

окружающая среда». Эффективность в данной модели – способность организации

эксплуатировать свою окружающую среду для приобретения редких и ценных ресурсов

с целью поддержания своего функционирования.

С позиций целевой модели организация эффективна в той степени, в которой

она достигает своей цели.

Модель удовлетворенности участника опирается на индивидуальные или

групповые оценки качества деятельности организации со стороны ее членов.

Организация рассматриваются как кооперативный побудительно-распределительный

механизм, настроенный на то, чтобы получать отдачу от своих членов через

обеспечение достойного вознаграждения их усилий.

Комплексная модель рассматривает эффективность как интегральную и

структурированную характеристику деятельности организации. Она включает в себя

оценку экономичности, действенности, производительности, качества продукта или

услуги, результативности, прибыльности, качества трудовой жизни и внедрения

новшеств.

Модель, содержащая противоречия, исходит из того, что эффективных

организаций не существует. Они могут быть эффективными в той или иной степени,

поскольку:

1) сталкиваются с множественными и противоречивыми ограничениями

окружающей социальной среды;

2) имеют множественные и противоречивые цели;

3) имеют множественные и противоречивые внутренние и внешние источники

оценок;

4) имеют множественные и противоречивые временные рамки.

В модели, предложенной американским социологом Р. Лайкертом,

эффективность рассматривается как сложное взаимодействие различных факторов,

среди которых доминирующее положение занимают человеческий и социально-

экологический. Так, по мнению Лайкерта, эффективность определяют три группы

факторов:

1) внутриорганизационные – формальная структура органа власти,

экономическая база, профессионально-квалификационный состав государственных

служащих;

2) промежуточные переменные – человеческие ресурсы, организационная

культура, методы принятия решений, уровень доверия к руководству, способы

стимулирования и мотивации деятельности;

3) результирующие переменные – рост или падение производительности труда,

степень удовлетворенности запросов потребителей.

Анализ различных моделей эффективности позволяет сделать вывод о том, что

каждая из рассмотренных моделей имеет свои преимущества и в тоже время

ограничения.

Различные подходы к эффективности находят проявление в структурированных

комплексах – аспектах организационной эффективности: функциональном,

структурном, организационном, предметно-целевом. Функциональный аспект включает

производительность; экономичность; адаптивность, т. е. способность оптимально

выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий;

гибкость; оперативность и своевременность выявления и решения управленческих

проблем.[22]

Структурный аспект эффективности, как правило, связывается с

эффективностью целеполагания (сравнение нормативных и осуществляемых целей,

сравнение осуществляемых целей и результатов управления, сравнение полученных

результатов с объективными потребностями); рациональностью организационной

структуры (распределения ответственности и полномочий, организация

взаимоотношений между сотрудниками и подразделениями); соответствием системы

управления, ее организационной структуры объекту управления; стилем управления

(юридические формы, методы и процедуры управления); характеристиками

должностных лиц (общекультурными, профессиональными, личностными).

Рассматривая организационно-институциональный аспект эффективности, важно

подчеркнуть, что оценка эффективности является производной от того, какое место и

какие функции выполняет организация в системе межорганизационных отношений. В

этой связи факторы, критерии, параметры оценки эффективности органов

государственной власти будут существенно отличаться от коммерческих организаций,

поскольку у них различны как целевые ориентиры, так и другие составляющие

организационной деятельности.

В предметно-целевом аспекте эффективности в зависимости от целевых

ориентиров, предмета оценки и сравниваемых параметров организационной

деятельности выделяются виды эффективности. К ним относят: организационную,

экономическую, технологическую, социальную, правовую, психологическую,

политическую, этическую, экологическую.[23]

С точки зрения эффективности может оцениваться любой аспект (сторона) или

характеристика деятельности органов государственной власти, рассматриваемого как

социальная целостность и система.

Эффективность как интегральная и структурированная характеристика

деятельности является не только показателем, но и процессом, который необходимо

организовать и которым нужно управлять.

Оценка эффективности должна представлять собой непрерывный, тотальный

процесс оценки деятельности органов власти, структурных подразделений и

государственного служащего, имеющий своим содержанием: выбор системы

показателей эффективности; разработку стандартов (нормативов и процедур)

эффективности; измерение показателей эффективности; сопоставление фактического

состояния эффективности с требованиями этих стандартов.

Характеристика эффективности органов государственной власти многомерна и

зависит от целей, формулируемых субъектом оценивания. При этом, применяя ту или

иную технологию оценивания эффективности, необходимо четко выделить:

1) субъект оценивания (его позицию, целевые и ценностные ориентиры);

2) объект оценивания (им может стать вся система управления или отдельный ее

элемент, например сфера деятельности – процесс, результат или последствия;

структурно-институциональный аспект, кадры);

3) инструментарий эффективности (модели, аспекты, виды и технологии оценки

эффективности).

Для оценки деятельности органов государственной власти необходимо из общих

критериев (экономичность, эффективность и результативность) выделить конкретные.

Этот момент является основным в подготовке к проведению оценки. В разработке

критериев оценки необходима некоторая гибкость. Критерий эффективности –

признаки, грани, стороны проявления управленческой деятельности, посредством

анализа которых можно определить качество управления, его соответствие

потребностям и интересам общества. Показатель эффективности – это определенная

мера, позволяющая сравнить: фактическую деятельность органов власти/сотрудников с

желательной или требуемой; деятельность органа власти в различные временные

периоды; деятельность различных органов по сравнению друг с другом.

Среди основных требований, предъявляемых к критериям оценки, можно

выделить, что:

1) критерии должны вести к осуществлению задач оценки и охватывать все

выявленные проблемы;

2) критерии должны быть достаточно конкретны с тем, чтобы можно было

осуществить оценку на практике;

3) критерии должны подкрепляться соответствующими доводами и/или поступать

из авторитетных источников. Кроме того, критерии, используемые для оценки

деятельности органов власти, должны быть согласованы между собой, а также с теми

критериями, которые использовались в предыдущих оценках.