Введение.

Управление – совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации. Управление является древнейшей областью человеческой деятельности. Оно существует столько, сколько люди живут, и трудятся сообществами. Только благодаря скоординированным действиям люди могли развиваться и создавать огромные материальные и социальные ценности. Благодаря Анри Файолю управление стали считать особой специфической деятельностью. В этой связи даже возникает особая прикладная междисциплинарная наука «психология управления». В этой науке часто употребляется понятие «человеческий фактор» – все то, что зависит от человека, его желаний, возможностей, способностей.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим процессам, начиная от восприятия и внимания, и заканчивая ответственностью за человеческие жизни. Недоучет человеческих факторов обычно приводит к тому, что на предприятии увеличивается число конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе.

Управление, осуществляемое в социальных структурах, имеет свои специфические особенности и предполагает использование разнообразных знаний, гибкости человеческого ума, памяти, волевых качеств. Для эффективного управления в сложных социальных образованиях необходимо четко определить конечную цель, наметить возможные пути достижения, предвидеть (прогнозировать) поведение управляемой системы при различных управляющих воздействиях и изменении внешних ситуаций.

Чаще всего опираясь на внешние характеристики, люди выбирают, так называемые «модные профессии». Начальник – это самый «модный» род занятий. Вожак, вождь, лидер, директор, председатель, командир – вот далеко неполный перечень его имен.

Чем же отличаются эти люди от всех остальных? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не только ему нравилось, что он ими руководит. Так, управленческая деятельность опирается на универсальный набор личностных и профессиональных качеств, которые обеспечивают организаторские способности, умение подчинять и вести за собой людей, интегрировать трудовой процесс, принимать самостоятельно решения, осуществлять при этом соподчиненность по отношению к вышестоящим структурам. Большинство людей всю жизнь решают проблему, которая состоит в примирении двух одинаково важных тенденций: полностью состоятся как личность, проявить себя, добиться всего задуманного и при этом не войти в острый конфликт с обществом, жить в согласии с окружающими, не ущемлять их интересов. Руководитель – это не профессия, это социально-производственная роль, общественная позиция человека в данном конкретном коллективе. Социально-психологические качества руководителя позволяют ему устанавливать и поддерживать хороший деловой и психологический контакт с подчиненными, вышестоящими и нижестоящими организациями, а также создавать благоприятный психологический климат и настрой в коллективе. Итак, эффективность работы любого предприятия, зависит от стиля управления коллективом. В стиле управления проявляются личностные и профессиональные качества руководителя. Следовательно, повышая эффективность работы предприятия, необходимо обратится к личности руководителя. Успешное функционирование группы в целом, как успешность деятельности каждого из её членов, требует значительных усилий по их организации, определению целевой направленности, координации действий индивидов и группы, т.е. нуждается в управлении. Поэтому одним из важных аспектов разделения труда в коллективах является деление людей на руководителей и руководимых.