Сценарий урока

Этапы урока Формы работы, приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые умения учащихся Вид и форма контроля
1.Орг. момент Фронратльная, идвидуальная Учитель приветствует детей, проверяет готовность к уроку, эмоционально настраивает на урок. Игра «Трампампам» Дети здороваются, отвечают на вопросы учителя. Эмоциональный настрой на урок и дальнейший учебный процесс. Фронтальная, самоконтроль, взаимоконтроль
2.Постановка учебной задачи Фронтальная, индивидуальная, Интересный урок сегодня у нас, К нему готовился каждый из вас. Надо многое знать, уметь, Думать, логически рассуждать. Вам я думаю, все по плечу, Ведь я вас второй год учу. Тест "Космический диктант" + Индивидуальное задания. 1. Звезда-это a. Маленькие сверкающие точки. b. Огромные огненные шары. 2. Сколько созвездий насчитали ученые. a. 89 b. 88 3. Солнце-это. a. Звезда b. Планета 4. Самая яркая звезда. a. Альтаир b. Лира 5. В каком созвездии находится полярная звезда: a. Малая Медведица b. Большая Медведица 6. Раскаленные небесные тела: a. Солнце b. Планеты 7. Спутников Земли (естественных) a. 2. b. 1. 8 Допиши недостающую планету: Меркурий, Венера, Марс, Сатурн, Юпитер, Нептун, Уран, Плутон и ... Ответы: б, а, б, а, а, а, б, Земля. Индивидуальные карточки. Соедини точки, запиши название созвездия: "Рисунок №1" Дети внимательно слушают указания учителя и выполняют задания. Формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач;формирование УУД в условиях решенияпрактических задач. Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль
3. Усвоение новых знаний и способов деятельности Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, группах Сообщение темы. - Сегодня на уроке мы будем изучать тему. Голубая планета Земля. Люди давным-давно стали задавать себе вопросы: · Что там далеко-далеко? · Какой он, этот огромный мир? · Земля, какая она? · Где висит? На эти и многие другие вопросы нам поможет ответить наша волшебная книга вопросов и ответов. Открываем книгу: 1. Вопрос. · Какую форму имеет Земля? · Кто может ответить на вопрос? (шарообразную) Это сейчас, каждому малышу известно, что Земля круглая, а раньше люди думали иначе., (показ изображений). Работа с рисунками(в группах) Рассмотрите рисунки и расскажите какой представляли себе Землю в древности? А) Земля плоская, имеет форму круга и лежит на спинах китов. Б) Земля в виде горы, которая окружена со всех сторон морем, а на море, как опрокинутая чаша опирается небесный свод. В) Земля плоский выпуклый круг, которую держат 4 слона, а слоны стоят на огромной черепахе. А как люди догадались, что Земля круглая? Ведь тогда в космос не летали и телескопов не было?(путешествовали, наблюдали, сравнивали.) И первым доказал, что Земля имеет форму шара, португальский мореплаватель Фернандо Магеллан(портрет), капитан парусного корабля, почти 5 веков назад со своей командой отправился на Запад. Плывя в одном и том же направлении, корабль Магеллана обогнул Землю и вернулся обратно. (на экране маршрут Магеллана). Соедините цифры и вы получите маршрут Магеллана. "Рисунок№2"   Шарообразность Земли подтверждали и другие мореплаватели. Они давно заметили, что на горизонте сперва появляется мачта с парусами. Лишь по мере приближения становится виден весь корабль. "Рисунок№3". Горизонт - это воображаемая линия между небом и землей.   2. Вопрос. Как возникла Земля? (небольшое сообщение) Как возникла Земля. Ученые полагают, что Земля была сформирована 4,5 миллиарда лет назад. В течении многих миллионов лет наша планета оставалась безжизненной, воды на ней не было, одни голые камни. · Земля образовалась из газопылевого облака, вращающегося вокруг Солнца. · Температура облака повышалась и оно превратилась в расплавленный шар. · Постепенно шар остывал и на его поверхности образовалась земная кора. 3. Вопрос. Как устроена Земля? (Выполнение работы под музыку "Земляне "Трава у дома"") 4. Вопрос. Что больше: Земля или Солнце? Как вы думаете ребята? А) Эксперимент. Если Солнце футбольный мяч, то что по сравнению Земля? "Рисунок№4"   Б) Для человека земной шар - огромное тело. Если обходить Землю вокруг и идти 30 км. В день, то понадобится 4 года. Но солнце в 1300 раз > Земли. 5. Вопрос. Долго ли добираться до Солнца? Смотря на чем добираться. Пока самым быстрым кораблем может быть солнечный лучик: в 1 сек он пробегает, 300 тыс.км. Вот если бы на нем отправиться, то за 8 мин.20 сек можно было бы добраться. Ну, а если на поезде - то за 173 года. А космическая ракета может преодолеть это расстояние за 7-8 месяцев. "Рисунок№5" 6. Вопрос. Без Солнца была бы жизнь на земле? Как вы думаете, ребята, без солнца была бы жизнь на Земле? (свет, тепло) Солнце - мощная машина, вырабатывающая энергию, а энергия - это источник жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть, дольку излучаемого солнечного тепла. Но этого хватает для всего живого на Земле. Подумайте и обсудите с товарищем по парте: - Что было бы если все солнечное тепло обрушилось бы на нас? Земля быстро бы превратилась в пар. А если бы упала 1 крупинка такого солнечного тепла, то такая крупинка сожгла бы все вокруг на сотни км. Физминутка Здравствуй, солнце золотое {(нарисовать руками круг) Здравствуй, небо голубое! (руки вверх помахать кистями) Здравствуй, вольный ветерок, (помахать руками перед лицом) Здравствуй, маленький дубок! (поднять руки вверх и помахать ими) Мы живем в одном краю - Всех я вас приветствую!(пожать друг другу руку) 7. Вопрос. Какое место занимает Земля в солнечной Системе? Астероиды - малые планеты. · Какая по счету Земля от Солнца? Её так и называют "третья планета". · Какие ближайшие соседи? · Назовите планеты "земной группы"? · Назовите планеты "внутренние планеты"? · Перечислите внешние планеты?Рисунок№6 9. Вопрос. Почему Землю называют Голубой планетой? Ответить поможет глобус- уменьшенная модель Земли. Если смотреть на Землю из космоса, то видна голубая вода, зеленовато-коричневая суша, белые облака и темные тучи, можно определить самое глубокое место,(темнее цвет самое высокое). Красивая наша планета? И эта планета в ваших руках. - А что мы можем уже сейчас сделать для того чтобы Земля, как будущее Башкортостана, оставалась такой же цветущей, богатой и разнообразной? Эй, Земля, моя планета Где твой край? - А вовсе нету, Вокруг своей оси вращаюсь, Солнцем я обогреваюсь, Вокруг Солнца я кружу, Знать, не на китах лежу. Кто ж они - твоя семья, Солнце дочь и сыновья? - То Венера и Меркурий И еще 6 братьев хмурых. Марс, Юпитер и Сатурн Да Плутон, Уран, Нептун. Эй, Земля, а с кем ты дружишь? Иль одна вкруг Солнца кружишь? - Я в компании приличной: Братьев 7, одна сестричка, Мы горды своей почтенной Нашей Солнечной системой. И с такой семьей солидной Где живете вы - не видно? - Ты на небе можешь видеть Часть от дома, лишь чуть-чуть. Дом - галактика большая Под названьем млечный путь. А галактика, она-то Где находится и с кем? - Есть галактики другие, Неизвестные совсем, И живут они все вечно Во Вселенной бесконечной.   Дети внимательно слушают учителя, отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания индивидуально и в парах. Формирование УУД в условиях решения учебных задач; формирование умений применения теоретических знаний в условиях решения учебных задач;формирование УУД в условиях решенияпрактических задач; Повторение ЗУНов. Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль
4. Рефлексивно-оценочный Фронтальная, индивидуальная Ребята.что нового вы узнали на уроке? Интересно ли было вам на уроке? Кому понравился урок поднимите веселый смайлик? Кому не понравился-поднимите грутсный. Самоанализ, подведение итогов урока совместно с классом и учителем. Формирование саморефлексии, умения давать оценку своим действиям., подводить итог и обобщать. Фронтальная, самокотроль, взаимоконтроль