Виды проверок

Органы государственной налоговой службы имеют право проводить камеральные, документальные и фактические проверки.

 

В общем смысле налоговые проверки можно классифицировать следующим образом:

1) по объёму контролируемых действий (камеральные, документальные, фактические);

2) в зависимости от периодичности проведения документальных проверок (плановые, внеплановые).

3) в зависимости от места проведения документальных проверок (выездные и не выездные).

Кроме того, вышеперечисленные виды проверок отличаются друг от друга нормативной базой, регулирующей порядок, основания проверок и полномочия проверяющих.

Камеральные и документальные проверки проводятся органами государственной налоговой службы в пределах их полномочий исключительно в случаях и в порядке, установленном налоговым кодексом, а фактические проверки – налоговым кодексом и другими законами Украины, контроль за соблюдением которых возложен на органы государственной налоговой службы.

Кроме того, проверки отличаются друг от друга предметом проверки, то есть направлениями и объемом проверяемых вопросов.

Камеральной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) плательщика налогов.

Документальной считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех предусмотренных Налоговым кодексом налогов и сборов, а также соблюдения валютного и иного законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на контролирующие органы, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (нанятыми лицами).

 

Документальная проверка проводится на основании:

- налоговых деклараций (расчетов);

- финансовой, статистической и другой отчетности;

- регистров налогового и бухгалтерского учёта, ведение которых предусмотрено законом;

- первичных документов, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, и связаны с начислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложено на органы государственной налоговой службы;

- полученных в установленном законодательством порядке органом государственной налоговой службы документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других плательщиков налогов.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается планом работы органа государственной налоговой службы и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определённых налоговым кодексом.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению плательщика налогов или месторасположению объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной считается проверка, которая проводится в помещении органа государственной налоговой службы.

Фактической считается проверка, которая осуществляется по месту фактического проведения плательщиком налогов деятельности, размещения хозяйственных или иных объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется органом государственной налоговой службы относительно порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и обращения подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (нанятыми лицами).

В тоже время, следует отметить, что при определении документальной и фактической проверок даются ссылки на контроль органов государственной налоговой службы за соблюдением работодателем законодательства по оформлению трудовых отношений с работниками (нанятыми лицами). Понятно, что речь идет о таком аспекте контролирующих отношений, который связан с налоговыми отношениями (определение Фонда заработной платы как элемента базы налогообложения; определение количества наёмных работников при переходе на специальные режимы налогообложения и т.д.).