Налоговые риски при планировании проверок

Одним из важнейших направлений контрольной работы является проведение документальных проверок. Высокая эффективность документальных проверок препятствует росту теневого сектора экономики и позволяет возмещать потери бюджета, пресекая нарушения налогового законодательства и предотвращая их в будущем.

Тщательное планирование проверок, постоянное усовершенствование методики отбора плательщиков налогов является одним из основных направлений обеспечения эффективности выездных форм налогового контроля.

Выявление налоговых рисков в деятельности плательщиков налогов является основанием для проведения контрольных действий со стороны налоговой службы.

Налоговые риски представляют собой вероятную возможность нарушения налогового законодательства.

С точки зрения законодательства «риск – это вероятность недекларирования (неполного декларирования) плательщиков налогов налоговых обязательств, невыполнения плательщиком налогов иного законодательства, контроль за выполнением которого возложен на органы ГНС».

Отбор плательщиков налогов реализуется путем составления плана-графика проверок, который содержит определенный перечень налоговых рисков и дополняется рисками, отображенными в других нормативных документах ГНС.

В течение времени, при изменении в экономической конъюнктуре, усовершенствовании форм и методов налогового контроля, налоговые риски могут меняться. Дополняться, становится неактуальными, что требует организации систематического анализа контрольной деятельности и соответствующей корректировки налоговых рисков. Эффективное управление налоговыми рисками является частью целостной системы взаимоотношений с плательщиками налогов в части соблюдения налогового законодательства и одной из важнейших задач налоговой службы.

При планировании выездных форм налогового контроля в европейских странах, США применяются такие критерии при анализе налоговой и другой отчетности, как результаты ответов на запросы, анкеты или приглашения в налоговую службу. В случае игнорирования запросов, анкет и приглашений в Италии, например, к плательщику налогов применяется административный штраф в размере 500-600 евро.

В Швеции с целью предварительного отбора плательщиков налогов для документального налогового контроля разработана компьютерная программа, которая содержит 600 различных сведений о каждом плательщике налогов, полученных из различных источников: банков, таможни, лицензионных, страховых и прочих учреждений.

Во многих странах при планировании документальных проверок учитывается ряд показателей деятельности предприятия, один из которых – значительные отклонения от среднеотраслевых показателей. В Италии для плательщиков налогов с оборотом менее 5 млн. евро в год при анализе налоговой отчетности применяются среднеотраслевые показатели доходов и расходов, которые базируются на комплексном анализе деятельности соответствующих предприятий, а также на результатах опросов и наблюдений. Расчетные показатели считаются официальными и достоверными и ежегодно опубликовываются для ознакомления общественности. Итальянские налоговые управления проверяют в форме выездных проверок, которые разделяются на выборочные, по жеребьевке и по другим причинам (сферы повышенного налогового значения, особый вид работ или товаров, трудно контролируемый порядок уплаты налогов) от 3 % до 5 % деклараций о доходах, полученных от плательщиков.

В США выездной аудит проводится по декларациям, которые составляют менее 1 % в год. В Германии проверки планируются на ближайшие три года. Важным фактором при планировании также является сравнение среднеотраслевых показателей с показателями плательщика налогов. Ревизионный цикл – период между двумя проверками на одном предприятии составляет:

1) Для мелких предприятий – до 60 лет, или вообще не проверяются.

2) Для малых - более 15 лет.

3) Для средних – от 8 до 10 лет.

4) Для крупных – 3 года.

В российской практике основными критериями наличия налоговых рисков являются:

- опережающие темпы роста расходов над темпами роста доходов от реализации товаров и выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня в зависимости от вида экономической деятельности;

- финансово-хозяйственная деятельность осуществляется на основании заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками при отсутствии разумных экономических или иных причин (деловой цели);

- непредоставление плательщиком налогов пояснений на сообщение налогового органа о выявлении несоответствия в показателях деятельности;

- не одноразовое снятие с учета и постановка на учет в налоговых органах плательщика налогов в связи со сменой места нахождения (миграция между налоговыми органами).

В практике украинской налоговой службы планирование налоговых проверок основывается на допроверочном анализе накопленной информации о плательщике налогов и анализе налоговых рисков. При допроверочном анализе используются информационные базы органов ГНС.

С целью повышения эффективности допроверочного анализа, в частности, оперативности и экономичности, необходима автоматизация загрузки сведений из внешних и внутренних источников в электронной форме, которая будет формировать интегрированный образ плательщика налогов. Информационная база, которая регулярно обновляется, позволит получать оперативную информацию о плательщиках налогов, используя различные критерии поиска (по видам имущества, доходам, другим параметрам).

В 2008 году произошли значительные изменения в использовании критериев отбора плательщиков для проведения выездных форм налогового контроля. На основе использования европейского опыта планирование выездных налоговых проверок со второго полугодия 2008 года основывается на новой системе управления рисками, которая акцентирует внимание на крупных плательщиках налогов, что значительно уменьшает количество проверок субъектов хозяйствования, а также дополняет и уточняет действующие налоговые риски.