Досрочное прекращение полномочий депутата. Ответственность за нарушение конституционно-правового статуса депутата
В предусмотренных Законом случаях возможно досрочное сложение депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации своих полномочий. Согласно ст. 4 Закона о статусе депутата полномочия члена Совета Федерации, депутата Госдумы прекращаются досрочно в следующих случаях: письменного заявления о сложении своих полномочий; избрания депутатом иного представительного органа власти или выборным должностным лицом (субъекта РФ, местного самоуправления); поступления на государственную или муниципальную службу; осуществления ими предпринимательской или другой оплачиваемой деятельности (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности); утраты гражданства РФ или приобретения гражданства иностранного государства; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности, о признании их недееспособными; признания безвестно отсутствующим либо объявления умершим на основании решения суда; призыва на военную службу с их согласия; смерти члена Совета Федерации, депутата Госдумы.
Полномочия депутата Госдумы прекращаются досрочно и в связи с ее роспуском в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117Конституции РФ.
Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта РФ в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, т.е. полномочия члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ могут быть досрочно прекращены решением этого законодательного (представительного) органа по предложению его председателя.
Кроме того, предложение о досрочном прекращении полномочий избранного члена Совета Федерации может исходить и от группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ. Что же касается представителя в Совете Федерации от исполнительной власти субъекта РФ, то его полномочия могут быть прекращены досрочно также по решению высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Но указ (постановление) о досрочном освобождении представителя исполнительной власти субъекта РФ в Совете Федерации вступает в силу, еслина очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа его депутатов не проголосует против досрочного освобождения данного представителя в Совете Федерации.
ТЕМА 24. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1. Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации.
2. Правительственные акты.
3. Федеральные органы исполнительной власти.
4. Взаимоотношения федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Литература
1. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 (в ред. от 03.11.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 45. – Ст. 4376.
2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов РФ: Федеральный закон от 22.09.1999 (в ред. от 11.12.2004) // СЗ РФ. – 2004. – № 50. – Ст. 4950.
3. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.12.2004 // СЗ РФ. – 2004. – № 52. – Ст. 5427.
4. О системе и структурефедеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 (в ред. от 11.11.2005) // СЗ РФ. – 2004. – № 11. – Ст. 945; Рос. газ. – 2005. – 16 ноября.
5. Арзамасов, Ю.Г. Нормотворчсская компетенция федеральных органов исполнительной власти / Ю.Г. Арзамасов // Государство и право. – 2007. –№ 6. – С. 21.
6. Ноздрачев, Л.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993 г. / Л.Ф. Ноздрачев // Государство и право. – 1996. – № 1. – С. 3.
7. О концепции развития системы исполнительной власти в Российской Федерации // Государство и право. – 1996. – № 8. – С. 2.
8. Шувалов, И.И. Законодательная деятельность Правительства России: содержание и приоритеты / И.И. Шувалов // Журнал российского права. – 2004. – № 4. – С. 17.
9. Шувалов, И.И. Взаимодействие Правительства РФ с другими участниками законотворческого процесса / И.И. Шувалов // Журнал российскою права. – 2004. – № 6. – С. 26.