Теория и «проба» Раскольникова

Центральное событие романа - так называемая проба, после которой и должно начаться самое главное: новая жизнь. В ней Раскольникову будет определен высший ранг, он вознесется до великих мира сего.

Раскольниковская проба необычна. Он логик и "арифметик".Герой решается (посмотрим на случившееся глазами автора) не на убийство, а на величайший акт самопознания, чтобы сразу и бесповоротно стало ясно ВСЕ. По замыслу он совершет НЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ, поднимает руку не на человека, а на вошь Почему же тогда он так боится, так замирает от любого чужого окрика, от шороха в комнате, где он совсем один, почему так невыносимо ему видеть родных - мать и Дуню? Больше всего герой мучим своим мучением. Раскольников мучительно сознает, что не "старуху убил, а себя", что - этой мысли он бежит, как Страшного Суда. Герой вступает в борьбу жестокой схватке пытается совладать с собственным подсознанием, которое в любой момент готово разрядиться то страшным сном. В душе нет мысли об убиенных женщинах, скорби о них. Он сознает теперь лишь собственный страх, который владеет им безраздельно.

Страстное желание "все рассказать" овладевает героем. Та пропасть между ним и всеми, о которой поначалу он грезил, теперь только пугает его. Избранник на страницах романа пре-вращается в испуганного и измученного изгоя, мечтающего о наказании, как об изоавлении от страданий.

В какие-то моменты внешние события отвлекают Раскольникова от его внутреннего сюжета, и он забывает о содеянном. Но это лишь миги. Жизнь умерла. Осталась мука.

Преступление стоит между героем и миром. Убийство - акт посвящения в великие. Он отрезал себя от всех. И когда на него устремлены родные глаза, он свои прячет, потому что взгляд выдает его: он - по ту сторону, он - не здесь. Ему ведомо запретное, то, чего не должен знать человек. Жажда познания обернулась страшным разрушением - убийством в мире, потерей самого себя - в себе самом: "что толку человеку приобрести весь мир, если он теряет собственную душу!"

Преступная теория и преступное деяние отлучили Раскольникова от мира людей, перенесли его в другой мир, где иные - не человеческие - пространство и время.

Это тот мир, в котором живет так завороживший Раскольникова Наполеон. За несколько лет до событий, описываемых в романе, Раскольников опубликовал статью, которою очень заинтересовался Порфирий Петрович. Настолько серьезно заинтересовался, что постарался найти автора этой статьи и последить за его дальнейшей жизнью: он счел, что человек, создавший такую теорию непременно попытается перейти к делу, претворить свои идеи в жизнь.

Убийство началось не тогда, когда он взял в руки топор, а когда создал свою систему мирозданья, разделив людей на два разряда: на бессознательную, бесправную толпу и на героев, коим все дозволено. Эти герои предстают в воображении Раскольникова в ореоле власти и бессмертия, их имена известны всем, слава об их деяниях летит из уст в уста. Два имени среди прочих особенно притягательны для Раскольникова: это Магомет и Наполеон.

Имя Наполеона многим не давало покоя, будоражило умы, ему посвящались поэмы и баллады. В общественном сознании его имя стало символом. Образ вырастает в символ ДЕРЗАНИЯ и ПОСТУПКА. Он окончательно формирует представление о гениальной личности.

Любовь юношества к Наполеону постепенно превращается в культ силы, определяет особые качества героя времени: жестокость, неумолимое движение к заветной вершине, в достижении которой все средства хороши. Судьба Наполеона как миф гипнотизировал не одно поколение, звала на бунт против того существования, которое предопределено было человеку происхождением и воспитанием. Ведь этот же смог! Был капралом, стал им~ператором!

Раскольникова интересует не столько судьба императора, сколько его "моральный кодекс". Оставил в Египте целую армию, поработил Европу, пролил столько крови, совершил столько великих дел, вошедших в историю века! Итак, Наполеон посмел - и из небытия вознесся в бессмертие. Он - главный союзник Раскольникова в его споре с жизнью и тем жалким местом, которое определила ему судьба.

Это ведь и есть - нигилизм. В новую эпоху Достоевскому необходимо провести психологическое исследование человека, одержимого, как манией, "наполеоновской идеей", заставить общество содрогнуться и навеки эту идею проклясть. Проклясть само имя Наполеона и его порождение - нигилизм. Человечество должно вернуться к истинным, вечным ценностям. Должен вернуться к ним и Раскольников. В гордом одиночестве, в сладостном воспарении над "муравейником" создавал Раскольников свою теорию, готовился к "пробе". Понять же истину случившегося в таком одиночестве невозможно: герой уже переступил черту, сознание его не может самостоятельно вырваться из замкнутого круга идей и категорий, определенных ТЕОРИЕЙ. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и уже этим облегчить страдание. И тогда появляется Соня - и спасает Раскольникова от безумия.

В появлении Сони заключена одна из самых важных идей Достоевского. На преступление человек идет один. Вернуться к людям он один не может, необходим кто-то, кто разделит с преступником его грех, добровольно возьмет на себя тяжесть чужого креста. Понять истину герой Достоевского может не сам с собою, а только рядом с другими.