Социально-политическое и экономическое состояние России в начале нового тысячелетия.

 

31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель­цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конститу­цией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а но­вые президентские выборы назначались на май 2000 г. Началась интенсивная работа по совершен­ствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд призна­ков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфе­деративному государству. Насущной стала задача укрепления ста­рой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность ме­стных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами. В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодо­леть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парла­ментом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрези­дентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество — вся Россия», «На­родный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе распо­лагали 235 мандатами. Это позволяло президенту проводить более ак­тивную политику, опираясь на поддержку законодателей. Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус­матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на кон­трактную основу комплектования армии. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе». Произошли значительные структурные изменения в системе орга­нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо­пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль­ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД. Широкая поддержка антитер­рористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осе­нью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России. После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предло­жению президента Дума утвердила государственные символы России: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Воору­женными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми сло­вами того же автора — С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории Рос­сии, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны. Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти­ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими регио­нальными объединениями, а являлись выразителями интересов граж­дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие долж­ны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объе­динений. Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован­ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото­рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз­ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо­нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше­нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле­ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи­мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль­нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте­пенно охватывала новые отрасли. Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий. В 2000—2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен­ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промыш­ленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про­гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и про­изводящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню. В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон­но-промышленному комплексу, в котором традиционно со­средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за­долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001—2004 гг. не­сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль­ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме.