Аргументы к существу дела и аргументы к человеку
В ораторской речи для убеждения слушателей и доказательства своей мысли важно использовать аргументы — доводы в обоснование какого-либо положения, совокупность таких доводов называется аргументацией. Сам же аргумент—это мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.
Аргументы делят на два вида.
1. Аргументы к существу дела. Это факты, устанавливаемые путем наблюдения, опыта, цифровой или статистический материал, документы, доказанные положения и т. д.
2. Аргументы к человеку. Что это за аргументы?
В ораторской речи они используются так же часто, как и первые. Цель их привлечения — воздействовать на слушателей эмоционально. Назовем некоторые из них.
1) Аргумент к авторитету—ссылка на высказывания или мнения великих людей, общественных деятелей, ученых, писателей в поддержку своего мнения. Чаще всего это проявляется в научной речи.
2) Аргумент к публике—ссылка на мнения, настроения, чувства слушателей; оратор стремится привлечь слушателей на свою сторону и с их помощью оказать психологическое давление на оппонентов. Чаще всего это проявляется в митинговой речи, но возможно и в судебной.
3) Аргумент к личности—ссылка на личностные особенности оппонентов, их вкусы, достоинства или недостатки. Предмет спора остается в стороне, а предметом обсуждения становится личность оппонента.
4) Аргумент к тщеславию—расточение неумеренных похвал оппонентам в надежде, что, тронутые комплиментами, они станут мягче.
5) Аргумент к жалости — возбуждение в другой стороне жалости и сочувствия.
Перечисленные аргументы не всегда являются корректными, пожалуй, за исключением первого. Но и тут необходимо сделать оговорку: не все высказывания или мнения авторитетных людей безусловно верны. Поэтому ссылка на то, что кто-то придерживается определенного мнения, ничего не говорит об истинности этого мнения.
КОНЕЦ РЕЧИ
“Конец—всему делу венец”,—гласит народная мудрость. И действительно, в заключении речи могут, во-первых, подводиться итоги сказанному, обобщаться те мысли, которые высказывались в основной части речи. Вот, например, какой вывод делает К. И. Чуковский в конце своей лекции о М. М. Зощенко:
Зощенко был первым из писателей своего поколения, в который ввел в литературу в таких широких масштабах В эту новую, еще не вполне сформировавшуюся, но победительно разлившуюся по стране внелитературную речь... Своими рассказами Зощенко сигнализировал нам, что нарождается целое поколение людей, для которых “обмывочный пункт” куда милее, чем “ванна”, для которых “лес” — “зеленый массив”, “шапка” — “головной убор”, “телега” — “гужевой транспорт”.
Во-вторых, в конце речи могут кратко повторяться ее основные тезисы, еще раз подчеркиваться главная мысль и важ-
ность для слушателей разобранной темы. Вот как, например, завершил цикл своих лекций по геохимии А. Е. Ферсман:
Всюду один и тот же закон природы — глубокая связь каждого явления и каждой системы с окружающими, условиями, постепенная замена одних равновесии другими, смерть как превращение в новые устойчивые формы и как зарождение нового, лучшего будущего. В этом заключается вся сущность и глубина законов природы, закона эволюции, борьбы за существование, естественного отбора, вся сложность химических превращений и физических процессов, наконец, вся жизнь человека с ее постоянной борьбой и постоянными исканиями.
В-третьих, завершая выступление, оратор может наметить тему следующего или пути развития выраженных им идей; Так, Иван Петрович Павлов свою первую лекцию из цикла под названием “Физиология пищеварения” завершил словами:
Итак, вы видите, что под влиянием птиалина крахмал из нерастворимого состояния перешел в растворимое. В следующий раз вы увидите, что изменения пошли гораздо глубже.
В-четвертых, оратор ставит перед аудиторией на основе всей речи какие-либо задачи, приглашает высказать свое мнение, поспорить. Приведем, например, финал выступления философа и филолога Алексея Федоровича Лосева:
Друзья мои, я изложил вам один из взглядов на проблему, показал вам направление своих поисков, образ мысли. Но я пришел сюда не поучать, а спорить по волнующим всех проблемам, пришел поучиться. Я слишком хорошо помню и разделяю завет великого греческого государственного деятеля и поэта Солона, изрекшего буквально следующее: “Старею, всегда учась!” Как это замечательно! Вот почему хочу почувствовать в нашем научном диалоге биение мысли, услышать другие мнения и точки зрения. Да-да, я пришел сюда спорить, чтобы учиться мыслить! Поучите, ну-ка!
Заключение может быть очень коротким, или отсутствовать вообще.
А. Ф. Кони, разбирая речь о жизненном пути Ломоносова, писал: “Конец речи должен закруглить ее, то есть связать с началом. Например, в речи о Ломоносове (о начале этой речи см. на с. 98) можно сказать:
Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком и академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина — только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя.
А. Ф. Кони также подчеркивал, что “конец — разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд — разрешение предыдущего); кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, судя только по аккорду”, что музыкальное произведение закончилось. Конец речи должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали, и не только по тону, что дальше говорить нечего.
Необходимо помнить, что форма заключения зависит от вида красноречия и цели речи. Вузовская лекция, научное сообщение, политическая, агитаторская, митинговая речи заканчиваются по-разному. Это диктуется определенными внутренними законами публичной речи.
Например, в вузовской лекции или докладе выступающий делает логические выводы из сказанного (см. концовки речей А. Е. Ферсмана и И. П. Павлова на с. 112). Публичная же (научно-популярная) лекция часто заканчивается словами, воздействующими на эмоции слушателей. Так, свое выступление “Два воспитания” (прочитано 1 февраля 1893 г. в пользу Московского комитета грамотности) В. О. Ключевский завершил следующим образом:
В Домострое священника Сильвестра есть очень сильное место, где наставник убеждает детей покоить родителей в старости, не забывать труда отцова и матернего, помнить, что они никогда и ничем не сумеют заплатить своего детского долга, потому что не могут родить
своих родителей, никогда не испытают для них тех болей, какими они болели за своих детей. Современные отцы и матери едва ли потребуют уплаты долга со своих детей в таких выражениях; но, по крайней мере, за мать теперь можно сказать современным детям: она готова была умереть за вас, прежде чем вы рождались; вы обязаны жить для нее, пока она жива...
В концовке митинговой речи оратор обычно провозглашает лозунги, которые не только воздействуют на эмоциональную сферу слушателей, но и побуждают к действию. Приведем пример финала речи писателя А. Фадеева на массовом митинге солидарности с испанским народом в Москве, на Красной площади 3 августа 1936 г.
Братский привет и помощь великому народу Испании и его республиканскому правительству! Презрение и ненависть фашистским мятежникам, врагам народа! Да здравствует свободная и независимая Испания! Да здравствует единый народный фронт против фашизма во всем мире!
Концовки судебных речей — это обращения к суду с призывом о справедливом решении дела. В них нередко логические доводы сочетаются с попыткой воздействовать на эмоции. В качестве примера приведем две концовки из речей А. Ф. Кони:
Обвинение мое кончено; оно было несколько длинно, но и обстоятельства дела слишком сложны. Заключая его, я не могу не припомнить, что перед нами читалось письмо Торчаловского к княгине Щербатовой, в котором он говорит, что может “гордиться в своей сфере и может быть полезен в сфере высшей”. Я полагаю, что ваш приговор, господа присяжные заседатели, покажет, что такое высокое мнение подсудимого о самом себе было, по меньшей мере, преждевременно и неосновательно. (Дело о подлоге расписки княгини Щербатовой.)
Трепещущие, бессильные руки матери вынуждены были скрывать следы преступления сына потому, что сердце матери по праву, данному ему природой, укрывало самого преступника. Поэтому вы, господа присяжные, поступите не только милостиво, но и справедливо, если скажете, что она заслуживает снисхождения. (Дело об убийстве Филиппа Штрама.)
Характер конца речи зависит от цели речи: воздействовать на интеллектуальную или эмоциональную сферу слушателей. Следует помнить также, что эти сферы взаимно перекрещиваются, что обусловлено особенностями человеческого восприятия.
Заключение должно быть кратким, сжатым. Основная ошибка неопытных ораторов состоит в том, что эту часть выступления они делают слишком пространной, подробно разъясняют очевидные положения, что затрудняет ее восприятие.
Заключение подготавливается всем предыдущим изложением. В его частях (если таковые имеются) не должно быть противоречий с основной частью и стилистических диссонансов. Неудачные заключительные слова могут испортить хорошее впечатление, которое произвела вся речь. Поэтому заключительные слова выступления следует тщательно продумывать.
СВОБОДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ
Мы рассмотрели классическую композицию речи. Ей чаще всего подчиняются доклады, лекции, судебные речи. Митинговая речь, речь перед воинами, похвальное слово более свободны в композиционном отношении, чем, скажем, академическая или судебная.
Похвальные слова в соответствии с рекомендациями классических риторик начинались с происхождения восхваляемого. При этом вначале говорилось о родине героя, его родителях, учении и затем о деяниях героя, иллюстрировавших различные положительные черты его характера. В настоящее время композиция в этих речах более свободна. Такая же свободная композиция у приветственной и у застольной речи (тоста), она во многом определяется ситуацией и адресатом.
Примером свободной композиции может служить Нобелевская речь Ивана Алексеевича Бунина (1933).
Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи! Девятого ноября, в далекой глуши, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском доме, телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, ежели бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни. Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые резкие, почти ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние 15 лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби,— совсем нет! Однако твердо могу сказать я и то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот звонок телефона из Стокгольма в Грае, дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение. Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить эту награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии. Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Вне сомнения, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно,—она для него догмат, аксиома. Ваш жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий национальный культ Швеции.
И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня высоко ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из
самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.
Естественно, в этой речи имеется этикетное обращение: “Ваше высочество, милостивые государыни, милостивые государи!” (начало речи) и этикетные слова, обращенные к шведскому королевскому дому, шведской нации и Шведской академии (конец речи). Все остальное относится к главной части, в которой проходят три темы: радости, изгнания и свободы. Эти темы можно расположить в любой последовательности. Отсутствуют классические части речи: вступление и заключение.