Пословицы, посвященные речи

Не говори всего, что знаешь, но знай все, что говоришь.

Хорошую речь хорошо и слушать.

Живое слово дороже мертвой буквы.

Красно поле пшеном, а беседа умом.

Не ножа бойся, языка.

Слово не стрела, а разит.

И хорошее слово хорошо один раз.

Речь хороша, когда коротка.

Меньше говори, да больше делай.

Лучше не рассказать, чем пересказать.

Во многословии не без пустословия.

Много говорено, да мало сказано.

 

 

ПРАКТИКУМ

1. Поставьте ударение в следующих причастных формах.

Введенный — введен, введена, введено, введены; ввезенный — ввезен, ввезена, ввезено, ввезены; взбешенный — взбешен, взбешена, взбешено, взбешены; завезен­ный — завезен, завезена, завезено, завезены; заведен­ный — заведен, заведена, заведено, заведены; внесенный — вне­сен, внесена, внесено, внесены; воспроизведенный — воспроизве­ден, воспроизведена, воспроизведено, воспроизведены; доведен­ный — доведен, доведена, доведено, доведены; занесенный — за­несен, занесена, занесено, занесены.

2. Поставьте ударение в следующих словах.

Агент, агрономия, алфавит, афера, балованный, баловать, безудержный, без умолку, бензопровод, блокированный, блокиро­вать, буржуазия, бытие, валовой, вероисповедание, втридорога, втридешева, газированный, газопровод, гастрономия, гордиев узел, гравированный, двоюродный, еретик, житие, завидно, за­долго, позвонить — позвонишь, знамение, зубчатый, изобретение, издавна, исподволь, клеить — клею — клеишь, мастерски, мизер­ный, нефтепровод, одолжить, свекла.


Проверьте себя по словарю (см. с. 196—204).

 

 

3. Сравните предложения в левом и правом столбцах, проанализируйте стилистическую правку, называя устраненные недочеты (смешение стилей, неточность словоупотребления и исполь­зования фразеологизма, канцеляризмы, многословие и т. д.). При необходимости дайте свои варианты правки.

 

1) В актовом зале школы царила деловая суета. 2) Следует поднять вопрос на должную высоту об уровне преподавание некоторых дисциплин в нашей школе. 3) К сожалению, на высоком уровне находится количество дорожно-транспортных происшествий. 4) Фирменное блюдо ехидны — муравьи и термиты   1) В актовом зале школы царило предпраздничное ожив­ление. 2) Следует улучшить преподавания некоторых дисциплин в нашей школе. 3) К сожалению, еще очень много дорожно-транспортных происшествий. 4) Ехидна питается муравьями и термитами.

 

4. Проанализируйте с помощью толкового словаря или других справочников лексику и фразеологию приведенных ниже предложений. Исправьте их, объясните характер ошибок.

1) Весной в результате таяния снега увеличился уровень во­ды в реке. 2) Хочется особо отметить дуэт двух тромбонов. 3) Ре­шимость его выступления удивила всех. 4) На уроке он изложил главную суть этой книги. 5) Маршрут движения автоколонны за­ранее определяется ее руководителем. 6) Недавно состоялся фо­рум модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 7) Он смотрел из окна поезда на проносящуюся мимо кавалька­ду скал, деревьев, кустов. 8) С тихим шумом лопались почки, гу­дели ранние пчелы. 9) Правдивое изображение жизни, отсутст­вие внешне эффективных сцен только усилило воздействие этого фильма. 10) Физкультура играла большое значение в его жизни. 11) Я хочу выразить мысль следующего свойства.

 

5. Исправьте предложения.

1) Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно. 2) Сре­ди психологов широкое распространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом. 3) Он не оплатил за проезд в автобусе. 4) Делаются выводы по получению различных химических соединений. 5) В борьбе по снижению дорожно-транспортных происшествий мы занимаем не последнее место. 6) В работу надо как можно больше вклю­чать людей и лошадей, которые бы справлялись с уборкой кар­тофеля. 7) Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привел интересное сравнение. 8) Художник изобразил, как Петр I ведет войска

 

в бой, придерживаясь манеры Сурикова. 9) В проходной следи­ли за снятием верхней одежды. 10) По ком будем решать во­прос?


 

6. Составьте предложения с данными ниже словами, соблюдая правильное управление. Проверьте себя по словарю.

 

Альтернатива, готовить, договор, избегать, курировать, моби­лизовать, обеспечить, памятник, перебежать, перестройка, пись­мо, полезный, помнить, рекомендовать, согласно, состязание, тенденция, тревожиться, с целью, ясный, соразмерно, стимул, противник, подтверждение, отправить, в отношении, недоступ­ный, мораторий.

 

7. Укажите варианты управления, которые имеют данные сло­ва, составьте с ними предложения. Как меняется значение сло­ва в зависимости от управления? Проверьте себя по словарю.

 

Аннотация, близкий, бороться, взаимодействие, гарантия, го­товый, жертвовать, закон, исследование, наблюдать, ориентиро­вать, охотиться, подготовка, призвать, равный, превосходство, отнести, лекция, купить, контроль, искать.

 

8. Внимательно прочитайте отрывок из фельетона, в котором приводится выступление прозаика Епифана Самсонова перед читателями. Определите, какими средствами пользуется автор для создания комического эффекта (штампы, значение слова, нарушение лексической сочетаемости и т. д.).

Я рос в обычной семье, в которой поэтому всегда было место подвигу. Мой отец стоял на часах. Вернее, сидел: он работал ча­совых дел мастером. Образно выражаясь, небо над головой охраняла и моя мать: она трудилась вахтером в обсерватории. Стало быть, еще с молоком я всосал настоящую цену хлебу, мас­лу, яйцам и шпротам. Это оставило неизгладимый след на всю жизнь. Трудовые мозоли — это понятие я натер себе с детства.

 

9. Послушайте выступления своих товарищей на уроке, на классном или школьном собрании. Заметили ли вы нарушения норм в их речи? Какие? Как надо было сказать правильно?

 

10. Посмотрите и послушайте по телевизору выступления ораторов на съездах, митингах. Что вы знаете об этих ораторах (их занятия, взгля­ды, авторитетность)? Что вам известно об их слушателях? Нарушали ли выступающие речевые нормы? Как нарушение норм речи влияло на вос­приятие их выступлений?

 

11. Подготовьте выступление на интересующую вас тему (мину­ты на 2—3), произнесите речь, особо обращая внимание на со­блюдение языковой (литературной) нормы.

 

12. Прочитайте пословицы (см. с. 67).

1) Какие качества речи, по мнению народа, делают ее хорошей?

2) Какие качества речи осуждаются в пословицах?

13. Составьте схему, отражающую основное содержание главы. Схема будет состоять из двух частей: в левой части назовите языковые нормы, в правой — речевые ошибки. Не забудьте об управле­нии: языковая норма (чего?), речевая ошибка (в чем?). Составляя схему, руководствуйтесь содержанием и “Резюме” главы.