Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями
Признак | Степень утомления | |||
усталости | небольшая | значительная | резкая (большая) | |
Окраска кожи | Небольшое | Значительное | Резкое покраснение или побледнение, | |
покраснение | покраснение | синюшность | ||
Большая | Очень большая (все туловище), появление | |||
Потливость | Небольшая | (плечевой | ||
пояс) | соли на висках, на рубашке, майке | |||
Быстрая | Неуверенный | Резкие покачивания, отставание при ходьбе, | ||
Движение | походка | шаг, покачивания | беге, в альпинистских походах, на марше | |
Хорошее, Безошибоч-ное выполнение указаний | Неточность в выполнении команды, ошибки при перемене направлений | Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды | ||
Внимание | ||||
Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение | ||||
Никаких | Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, | |||
Самочувствие | жалоб | головную боль, «жжение» в груди, тошноту, и | ||
даже рвоту. Такое состояние держится долго | ||||
Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в личном дневнике занимающегося, что дает возможность периодически их анализировать самостоятельно или совместно с преподавателем, тренером или врачом.
Дневник самоконтроля помогает занимающимся лучше познать самого себя, приобрести навык наблюдения собственного здоровья.
Для дневника самоконтроля достаточно использовать небольшую тетрадь. В графы заносятся показания самоконтроля и даты. Дневник состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы (объем и интенсивность, пульсовой режим при ее выполнении, продолжительность восстановления после нагрузки и т.д.). В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и Т.д. Квалифицированным спортсменам рекомендуется учитывать настроение (к примеру, нежелание тренироваться), результаты реакции на некоторые функциональные пробы, динамику жизненной емкости легких, общей работоспособности и другие показатели. Самоконтроль необходим всем студентам, аспирантам, стажерам, преподавателям и сотрудникам, занимающимся физическими упражнениями, но особенно он важен для лиц, имеющих отклонения в состоянии здоровья. Данные самоконтроля помогают преподавателю, тренеру, инструктору и самим занимающимся контролировать и регулировать правильность подбора средств и методов проведения физкультурно-оздоровительных и учебно-тренировочных занятий, т.е. определенным образом управлять этими процессами.
Таблица 3.