Религиозный кризис
В связи с украинскими делами в Московии назрел серьезный религиозный кризис.
Возросшие связи с внешним миром подняли интерес русских к протестантизму. Многие церковные руководители осознавали необходимость реформ, считая, что церковь должна активнее руководить нацией.
Все понимали, что работу по исправлению церковных книг, начатую М.Греком, нужно продолжить.
Но мало московских духовных лиц знали греческий и латинский. До середины века реформа шла медленно.
Она приняла революционные темпы при новом патриархе - Никоне.
Он был человеком динамичным, личностью порывистой, с диктаторскими наклонностями. Весь он был исполнен ощущением смысла своей службы и исторической важности своей задачи.
Никон родился в 1605 г. в крестьянской семье в Нижнем Новгороде. В 1648 г. - новгородским митрополитом. В соответствии с византийской доктриной IX века Никон верил, что патриарх и царь должны править совместно и что патриарх - «живое воплощение Христа» - имеет более важное значение, чем царь. Никон - «великий государь».
За четыре года (1653-1656) русские молитвенные книги и литургии были изменены.
Сущность никоновской реформы была религиозной, но за ней стоял и политический смысл. В Москве полагали, что приспособление русской литургии к украинской должно сделать для большинства украинцев более легким принятие царского протектората.
Множество изменений Никон внес в религиозную обрядность, в ежедневную символику - новый способ креститься - тремя пальцами. Это символизировало Троицу. Прежде, - двумя, считая это символом природы Христа.
Чувства верующего соотносились с каждой деталью религиозной службы. Изменения были проведены Никоном внезапно и в повелительной форме. Неудивительно, что многие верующие не подчинились приказам церковных и светских властей.
Поднялись священники, монахи, аристократки, купцы, крестьяне, и многие высказывали готовность принять мученичество за веру. Самым выдающимся среди руководителей староверов был протопоп Аввакум - человек огромной энергии и большой духовной силы, непреклонный и непокорный.
В 1653 г. Аввакума арестовали и сослали в Сибирь. Многих подвергли наказаниям.
Казалось, сторона Никона победила. Но со временем царя стала тяготить опека патриарха. Бояр возмущал взлет плебея на высший пост в государстве.
20 июля 1658 г. Никон сложил свое патриаршье облачение и уехал в монастырь под Москвой. Прекратив выполнять свои обязанности, он не сложил с себя звание. В церковном управлении последовал кризис, царь установил временный контроль над церковью.
Разрыв с патриархом не отразился на принципиальном отношении царя к церковной реформе. Алексей был более мягким, чем Никон. В 1664 г. Аввакум был доставлен в Москву. Озлобленный ссылкой и воодушевленный падением патриарха, Аввакум отказался от примирения с официальной церковью.
В Москве в 1666 г. был собран Великий церковный собор с восточными патриархами.
Собор имел две задачи: осудить Никона за оставление места патриарха и принять решение по церковной реформе.
Никон как простой монах был сослан на север а в 1681 г. умер.
Осудив Никона, собор поддержал его церковную реформу. Более того, предал анафеме раскольников, и этим действием завершил раскол.
В 1681 году на костре сожгли Аввакума.
Многие раскольники решили, что приближается конец света и скоро появится Антихрист. Они сотнями собирались в деревянных домах и поджигали себя. свыше 20 000 человек. К 1700 г. волна истерии и самоубийств спала.