ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Рассмотрим построение тяговой характеристики (Т.Х.)на примере 4-х скоростной коробки передач-рисунок 4. С помощью равенства (3) Mк=Me∙iтр∙ηтр, а для тракторов –(57)-Pк=Me∙iтр∙ηтр∙ηг/rзв, определяют значение Pк для каждого значения данной частоты вращения двигателя.

Рисунок 4 Внешние и частичные (кривые А,В) скоростные характеристики двигателя

 

Соответствующая этой частоте вращения скорость υа при отсутствии буксования определяется:

υа=2π∙ne∙rд/iтр , (59)

где rд – выражается в метрах;

Me (Мкр)- момент на коленчатом валу двигателя, определяемый из внешней скоростной характеристики (рисунок 4 )

Т.к., iтр изменяется при перестановке передач в трансмиссии, необходимо найти связь υа и ne для каждой ступени коробки передач.

Пусть Pкр = 0, тогда сумма всех сил сопротивления сводится к Pψ+Pw.

Внизу графика приведена зависимость Pw=ƒ(υа). При ne=const значение υа на различных передачах обратно пропорционально передаточному числу в коробке передач iк- υIII=iII:iI, и т.д. Поэтому размер деления шкалы частот вращения, например, для первой передачи в iI раз меньше размера деления шкалы для прямой передачи. Для некоторых значений коэффициента суммарного сопротивления дороги ψа, ψb и т.д. из графика проведены кривые Pψ+Pw. Точки пересечения кривых (Pψ+Pw) с Pк показывают, что при скорости υа соответствующей этим точкам, происходит равномерное движение машины. Так точке А соответствует такое движение машины на IV передаче с максимальной скоростью для данных значений Pψ+Pw . Если Pк>Pψ+Pw (точка В) имеется запас силы

Рисунок 5 Тяговая характеристика автомобиля

тяги (отрезок ординаты ВС), который может быть использован для преодоления более значительных сопротивлений движению или на разгон машины до скорости υа. Отрезки вертикальных линий, заключенные внутри фигуры АВС, определяют величины тяговой силы, равные Pк, которые могут быть использованы для ускорения автомобиля. Если необходимо сохранить скорость υ΄а неизменной при движении на той же IV передаче, водитель должен снизить подачу топлива, пока кривая Pк не пересечет кривую Pψа+Pw при скорости υ΄a (точка С). Очевидно, если сопротивление движению возрастает (кривая Pψb+Pw ), силы тяги на IV передаче не хватит и водитель должен перейти на более низкую передачу. График тягового баланса наглядно показывает соотношение между отдельными силами сопротивления движению и тяговой силой на колесах, а также позволяет подсчитать возможные ускорения разгона; максимальное сопротивление дороги, которые может преодолеть автомобиль при разных условиях движения, а также величину максимальной скорости. Недостаток Т.Х. - используются для анализа качеств машин одного вида (веса). Поэтому, все перечисленные выше задачи значительно удобнее решать с помощью Динамической характеристики (Д.Х.) автомобиля.