Диалектика отношений между государством и гражданским обществом

 

Современное гражданское общество не возможно без государства. Поэтому отношения между государством и гражданским обществом должны рассматриваться диалектически. Не правильно отрицать государство как барьер развития гражданского общества, так же как неправильно отрицать гражданское общество как институт, препятствующий реализации государственной власти.

Между этими двумя институтами есть общее и особенное, они выступают как противоположные стороны одного явления, т.е. могут находиться в состоянии тождества или в состоянии противоречия.

Различия касаются структуры связей. Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи. Гражданское общество – это горизонтальная система многообразных связей и отношений граждан, их объединений, союзов, коллективов. Основой этих связей является равенство и личная инициатива. Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни. В гражданском обществе складываются отношения (конкуренции, противоборства, а также солидарности, сотрудничества) между свободными и юридически равноправными партнерами. Организации гражданского общества возникают в результате свободного волеизъявления и добровольного согласия (договора) равных субъектов (партнеров, контрагентов), являются самоорганизующимися и самоуправляемыми. Вертикальные связи при этом не исключаются (например, при объединении нескольких сходных по целям региональных организаций в более крупную структуру с образованием руководящего центрального органа), но горизонтальные связи являются основополагающими и, безусловно, доминируют.

Для государство наоборот свойственны отношения по вертикали («вертикаль власти»). Государство – это руководимая центром вертикальная иерархия государственных органов и должностных лиц, связанных отношениями подчиненности и дисциплины. Государство основано на подчинении. Отношения возникают не «снизу» как в гражданском обществе, а «сверху». Для государства характеры отношения внешнего управления, регулирования, идущие сверху вниз. Тогда как для гражданского общества характерны отношения самоуправления, идущие снизу и приобретающие горизонтальный характер согласования личных и групповых интересов.

Следующее отличие касается реализации интересов. Гражданское общество призвано реализовывать и развивать индивидуальные отношения. В то время как государство направленно на реализацию общественно значимых интересов.

Тогда когда государство построено на демократических принципах, государственная власть имеет представительный и публичный характер это отличие не существенно, потому что индивидуальные интересы невозможно реализовать вне общественных интересов. В этом смысле государство реализуя общественные интересы создает основу для реализации индивидуальных интересов.

Но если государство разтождествляется с реализацией общественных интересов, отходит от демократических основ управления, реализует исключительно интересы государственного аппарата и правящей элиты, не допускает другие политические силы к борьбе за государственную власть, то наблюдается давление государства на гражданское общество. Оно проявляется в увеличении контроля над всеми элементами гражданского общества, увеличением авторитаризма государственной власти, нарушением прав и свобод граждан, в том числе политических и экономических. В этих условиях полноценная реализация индивидуальных интересов становится невозможной, гражданское общество исчезает, начиная испытывать все больший и больший контроль со стороны государства. Основным препятствием к развитию гражданского общества является доминирование государства над обществом. Первенство государства, его верховенство по отношению к личности ведет к подчинению и разрушению гражданского общества. Доминирование государства проявляется в сокращении публичной сферы, гражданских инициатив и увеличении обязанностей индивида перед государством в ущерб правам и свободам граждан.

И наоборот, возможна ситуация, когда гражданское общество пытается поставить себя на место государства. Чрезмерная активность общества также может спровоцировать серьезные общественно-политические и экономические кризисы. Например, в России накануне 1917 г. существовало большое количество идеологически разнородных организаций, активно конкурирующих с государственной властью и отвергающих саму возможность диалога с ней. Есть и другая опасность. В середине ХХ в. обществоведы выступили с предупреждением, что чрезмерно большое количество активных групп интересов может парализовать функции представительной власти и исказить их в пользу более "организованных" групп даже в условиях зрелой демократии.

Однако для гражданского общества и государства свойственны не только отношения противоречия. Основой конструктивного взаимодействия является то, что государство является силой, связующей личность (личные интересы) и общество (общественные интересы). Государство на определенном этапе развития общества объединяет его членов в гражданское сообщество, закрепляя законодательно его структурные элементы: хозяйственные, экономические, семейные, культурные, правовые и другие отношения с участием граждан. Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти.

Правовое государство не препятствует, а наоборот способствует развитию гражданского общества. Правовым государством считается государство, в котором господствует право. Во-первых, все сферы общественной жизни подчинены праву. Во-вторых, государство само ограничивает свою деятельность в соответствии с правом.

Современное гражданское общество неотделимо от правового государства, точно так же как правовое государство неотделимо от гражданского общества. Гражданское общество выступает оборотной стороной правового государства, они не существуют друг без друга. Формирование гражданского общества представляет собой необходимое условие перехода к правовой государственности, равно как правовое государство является фактором, способствующим превращению общества в гражданское целое.

Развитая система вертикальных и горизонтальных связей между индивидуумами и их объединениями способна противостоять прямому воздействию государства на внутреннюю структуру гражданского общества, условия его жизнедеятельности, а по отношению к индивиду – предотвратить возможные ограничения его прав и свобод.

Гражданское общество – это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.

В условиях демократии гражданское общество добивается децентрализации государственной власти за счет передачи части властных полномочий органам самоуправления и стремится осуществлять бесконфликтное взаимодействие с государством. В своем развитии гражданское общество воздействует на формирование и закрепление демократических институтов государственной власти, способствует реализации института прав человека, сформирует открытые политические системы.

Государство призвано обслуживать гражданское общество, служить его интересам. Полномочия государства в гражданском обществе сводятся к минимуму.