Организация местного самоуправления.

Местное самоуправление организовано в соответствии с ад­министративно-территориальным делением страны. Административ­но-территориальные единицы имеют разные ступени (общинное, рай­онное, областное звено). При их создании учитываются множество факторов: размеры территории, экономические показатели, географи­ческие условия, численность, плотность и национальный состав насе­ления, традиции и т.д.

В теории принято различать «естественные» и «искусственные» ад­министративно-территориальные единицы. Первые — это разного рода поселения, села, города, где люди исторически и «естественно» группировались для совместной жизни, обычно возле источников воды, отделенные от вражеских набегов трудно проходимой местнос­тью — крутыми холмами, болотами и т.д. Они выбирали для управления совместной жизнью определенных лиц — вождей, старейшин, советы, созывали собрания, сходы. Впоследствии такие образования получили обобщенное название «общины» и стали низовой административно-территориальной единицей. Среди них есть теперь и крупные города с миллионами жителей, выросшие из небольших общин, которым века назад были дарованы хартии городского самоуправления.

Община — это всегда территориальный коллектив, в ней всегда есть выборные органы, избираемые ее населением. Такая система управления полу­чила название общинного, коммунального, муниципального самоуправ­ления и управления (чаще употребляется только первая часть назва­ния — самоуправление).

Существуют несколько видов органов общинного самоуправления.

- в мелких общинах - сход, староста;

- в крупных общинах – совет, мэр.

На низовом уровне, в селе, группе деревень, мелкой общине (в Вели­кобритании с числом избирателей менее 150) совет не избирается, а по мере надобности созывается сельский сход. Сход решает насущные вопросы жизни сёла (ремонт дорог, противопожар­ная безопасность и др.). Сход зачастую открытым голосованием выби­рает старосту (солтыса в Польше, кмета в Болгарии и т.д.). В странах Востока (например в Индонезии) староста села и городского квартала утверждается министром внутренних дед из числа трех кандидатов, избранных собранием жителей. В некоторых странах англосаксонского права сход избирает других лиц (например констебля, ответствен­ного за поддержание порядка).

В более крупных общинах гражданами (а в странах Европейского союза и проживающими в общине негражданами) избирается совет, обычно на 2—4 года. В некоторых странах существует ротация членов совета, переизбирается только часть. Одновременно избиратели выби­рают мэра и его заместителя, в некоторых странах эти должностные лица избираются позже, советом. Иног­да непосредственно гражданами или советами, особенно в англосак­сонских странах, избираются и другие должностные лица общины (на­пример казначей общины). Мэр затем во многих государствах утверж­дается (министром внутренних дел, префектом во Франции; королем в Бельгии) как пред­ставитель государства в общине. Совет имеет исключительные полно­мочия: принимает устав общины, местный бюджет, программы разви­тия и т.д. Он занимается вопросами образования, здравоохранения, са­нитарии, ведет строительство муниципального жилья для бедных слоев населения, распоряжается муниципальной собственностью, использо­ванием водных ресурсов и т.д.

Искусственные административно-территориальные единицы со­зданы «сверху», актами государства, проводившего районирование территории. Так возникли воеводства, губернии, области, районы и т.д. Они получили обобщенное название регионов, а система управле­ния — региональное самоуправление и управление. Органы регионального самоуправления включают:

- совет – избирательный орган;

- исполнительный орган (губернатора, управитель, воевода, префект) – может быть как избирательным, так и назначаемым.

Однако, в отличие от общинного самоуправления региональное самоуправление отличаются большим разнообразием, поскольку может быть организовано на ос­нове разных подходов. Эти подходы зависят, во-первых от мо­дели местного самоуправления (см. следующий вопрос). Во-вторых, от того признается ли искусственная административно-территориальная единица общиной или нет.

Если те или иные сту­пени регионов признаются территориальными коллективами, они всегда имеют выборный орган местного самоуправления, например генеральный совет департамента во Франции. Наряду с этим выбор­ным органом может действовать назначенный губернатор, префект и т.д., как это имеет место в регионе или в департаменте Франции. Назначенного должностного лица может не быть. В России, в Вели­кобритании на уровне регионов действуют только выборные органы (совет и избранный населением региона глава администрации или только совет и его председатель).

Если же административно-террито­риальная единица не признается территориальным коллективом (на­пример округ во Франции или округ в Германии), то обычно им уп­равляет назначенный сверху чиновник, при котором может быть сове­щательный орган. Такого совета может и не быть. Округом во Франции управляет назначенный министром внутренних дел супрефект, а округом в Германии — регирунгспрезидент, назначенный правительством земли, в состав которой входит округ.

Во многих странах в определенных звеньях регионов одновременно действуют избранные советы и назначенные сверху чиновники общей компетенции, являющиеся представителями государственной власти.

Проблема различения единиц общинного и регионального харак­тера имеет принципиальное значение. В 1990 г. Совет Европы, принял Европейскую хартию о местном самоуправле­нии, а в 1997 г. подготовил проект Европейской хартии о региональном самоуправлении. В проекте Европейской хартии о региональном самоуправлении под регионами понимается уровень выше общин: районы, округа, области, провинции и т.д. (но не субъекты федерации). Хартия устанавливает, что в этих административно-терри­ториальных единицах тоже следует избирать представительные органы (советы и др.) или по крайней мере создавать при управляющих такими регионами совещательные органы типа советов.