Правовые основы управления в области охраны водных объектов

Основными нормативно-правовыми документами, регулирующими отношения по использованию и охране водных объектов, являются «Водный кодекс Российской Федерации», Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об охране озера Байкал» и другие Федеральные законы, а также, принимаемых в соответствии с ними, законы субъектов Российской Федерации.

Нормы, регулирующие отношения по использованию и охране водных объектов (водные отношения) и содержащиеся в других Федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Водному Кодексу.

На рисунке 4.1 представлена схема регулирования водных отношений в Российской Федерации от Президента РФ до органов местного самоуправления.

Нормативно-правовые акты, регулирующие водные отношения, не должны выходить за рамки Водного Кодекса.

Водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:

1. Значимость водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека.

2. Приоритет охраны водных объектов перед их использованием.

3. Сохранение особо охраняемых водных объектов, ограничение или запрет использования, которых устанавливается Федеральными законами.

4. Целевое использование водных объектов.

5. Приоритет использования водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения перед иными целями их использования.

6. Участие граждан, общественных объединений в решении вопросов, касающихся их прав на водные объекты, а также их обязанностей по охране водных объектов.

7. Равный доступ физических и юридических лиц к приобретению права пользования водными объектами, за исключением случаев, предусмотренных водным законодательством.

8. Равный доступ физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, которые в соответствии с Водным Кодексом могут находиться в собственности физических или юридических лиц.

9. Регулирование водных отношений в границах бассейновых округов.

10. Регулирование водных отношений исходя из взаимосвязи водных объектов и гидротехнических сооружений, образующих водохозяйственную систему.

11. Регулирование водных отношений в зависимости от особенностей региона водных объектов, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.

12. Гласность осуществления водопользования.

13. Комплексное использование водных объектов.

14. Плотность использования водных объектов.

15. Экономическое стимулирование охраны водных объектов.

16. Использование водных объектов в местах традиционного природопользования.

 

 

       
   
 
 
 
 
 
 
 
 

 


рис. 4.1. Схема регулирования водных отношений в РФ

В статье 25 Водного Кодекса рассмотрены следующие полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области водных отношений:

1. Владение, использование, распоряжение водными объектами.

2. Установление ставок платы за пользование водными объектами, порядка расчета и взимание такой платы.

3. Участие в работе бассейновых советов.

4. Разработка, утверждение и реализация программы по использованию и охране водных объектов или их частей.

5. Резервирование источников питьевого водоснабжения.

6. Осуществление регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

7. Утверждение правил пользования водными объектами для плавания на маломерных судах.

8. Утверждение правил охраны жизни людей на водных объектах

9. Участие в организации и осуществлении государственного мониторинга водных объектов.

10. Осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов.

11. Осуществление мер по охране водных объектов.

12. Утверждение перечней объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.

13. Установление перечня должностных лиц, осуществляющих региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов.

 

Классификация водных объектов

 

Классификацию водных объектов проводят в соответствии со статьей 5 Водного Кодекса.

Водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на следующие виды:

1. Поверхностные водные объекты

2. Подземные водные объекты

К поверхностным водным объектам относятся:

1. Моря или их отдельные части:

- проливы;

- заливы;

- бухты;

- лиманы и т.д.

2. Водотоки:

- реки;

- ручьи;

- каналы.

3. Водоемы:

- озера;

- пруды;

- обводненные карьеры;

- водохранилища.

4. Болота.

5. Природные выходы подземных вод:

- родники;

- гейзеры.

6. Ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты, состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

Береговая линия (граница водного объекта) определяется для:

1. Моря – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.

2. Реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера – по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом.

3. Пруда, водохранилища – по нормальному уровню воды.

4. Болота – по границе залежи торфа на нулевой глубине.

К подземным водным объектам относятся:

1. Бассейны подводных вод.

2. Водоносные горизонты.

Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Поверхностные водные объекты являются водными объектами общего пользования. Граждане [5], имеют доступ к водным объектам общего пользования и могут бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

На водных объектах общего пользования могут быть запрещены забор (изъятие) водных ресурсов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, использования маломерных судов, водных мотоциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, водопой и т.д.

Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров составляет 5 метров.

Береговая линия болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) не определяется.

 

Виды водопользования

 

Водные объекты, согласно Водного Кодекса, используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод и дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава леса.

Исходя из условий, предоставление водных объектов в пользование подразделяется на:

1. Совместное водопользование:

2. Обособленное водопользование.

Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, государственных и муниципальных нужд, а также для осуществления рыбоводства.

По способу использования водных объектов водопользование подразделяется на:

1. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов при условии возврата воды в водные объекты.

2. Водопользование с забором (изъятием) водных ресурсов из водных объектов без возврата воды в водные объекты.

3. Водопользование без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.

В процессе хозяйственной деятельности водопользования может быть приостановлено или ограничено в следующих случаях:

1. Угрозы причинения вреда жизни или здоровью человека.

2. Возникновение радиационной аварии или иных чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.

3. Причинение вреда окружающей среде.

4. В иных предусмотренных Федеральными Законами случаях.

При проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

При использовании водных объектов, входящих в водохозяйственные системы, не допускается изменение водного режима этих водных объектов.

Работы по изменению или обустройству природного водоема или водотока проводятся при условии сохранения его естественного происхождения.

Одними из наиболее важных целей водопользования является использование водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, и сброса сточных вод и (или) дренажных вод.

Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений.

Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Порядок использования подземных водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливается законодательством о недрах.

На территориях, на которых отсутствуют поверхностные водные объекты, но имеются достаточные ресурсы подземных вод, пригодные для питьевого водоснабжения, в соответствии с законодательством о недрах допускается в исключительных случаях использование подземных вод для целей, не связанных с питьевым и хозяйственно-бытовым водоснабжением.

Использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований Водного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды. Запрещается сброс сточных вод и дренажных вод в водные объекты:

1. Содержащие природные лечебные ресурсы.

2. Отнесенные к особо охраняемым водным объектам.

Кроме того, запрещается сброс сточных вод и дренажных вод в водные объекты, расположенные в границах:

1. Зон, округов санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

2. Первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

3. Рыбоохранных зон, рыбохозяйственных заповедных зон.

Сброс сточных вод может быть ограничен, приостановлен или запрещен по основаниям и в порядке, которые установлены Федеральными Законами.