Ситуационный подход
Суть: лучший руководитель тот, кто реализует стиль наиболее соответствующий сложившейся ситуации в организации.
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства.
Рассмотрим модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара. (Виханский). Данная модель делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.
Зрелость включает 2 составляющие:
- Профессиональная – это знания, умения, навыки, опыт, способности. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях.
- Психологическая зрелость соответствует желанию выполнять работу или степени мотивированности сотрудника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, они уже внутренне замотивированы.
Авторами модели были выделены 4 стадии зрелости последователей:
М1 – люди не способны и не желают работать. Они либо не компетентны, либо не уверены в себе.
М2 – люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.
М3 – люди способны, но не желают работать, их привлекает то, что предлагает лидер.
М4 – люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.
В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящихся к управлению отношений с подчиненными и по структурированию своей работы. Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера проведения разъяснительной работы с последователями, как они должны делать свою работу, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, организовывают, отслеживают и контролируют работу последователей. Сочетание этих 2-х типов лидерского поведения позволило выделить в рамках данной модели 4 основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.
S1 – указывающий. Руководитель тщательно указывает, инструктирует и следит за выполнением работы. Применяется к людям группы М1.
Рекомендации руководителю:
- четко проводить инструктаж
- обучать подчиненных
- проверять исполнение работы
- отмечать положительные результаты
S2 – убеждающий (руководитель вкладывает много сил в общение с подчиненными и в развитие контакта с ними). Для группы М2.
Рекомендации руководителю:
- интенсивное общение с подчиненными
- вознаграждение за положительный результат
- наказание за отрицательный результат
- выявление общих интересов
S3 – участвующий (руководитель концентрируется на улучшение морального состояния группы). Для группы М3.
Рекомендации менеджеру:
- ограничить прямые указания и контроль
- создавать систему самоконтроля
- широко общаться и развивать подчиненных
- ставить перед подчиненными цели, не уточняя способ их достижения
- учить подчиненных самостоятельно решать свои задачи
S4 – делегирующий (ежедневный контроль за работой осуществляется самими подчиненными) Для группы М4. Руководитель оставляет себе минимум забот.
Рекомендации менеджеру:
- достигать согласия по целям
- не вмешиваться в дела подчиненных
Данный стиль способствует развитию творческого подхода к работе.
Модель показывает, что на взросление последователь лидер реагирует сокращение своего поведения.
+ - Модель проста и гибка в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей.
Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара