Ситуационный подход

Суть: лучший руководитель тот, кто реализует стиль наиболее соответствующий сложившейся ситуации в организации.

Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства.

Рассмотрим модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшара. (Виханский). Данная модель делает упор на ситуационность лидерской эффективности. Одним из ключевых факторов ситуационности модель называет зрелость последователей, которая определяется степенью наличия у людей способностей и желания выполнять поставленную лидером задачу.

Зрелость включает 2 составляющие:

  1. Профессиональная – это знания, умения, навыки, опыт, способности. Высокий уровень этой составляющей означает, что последователь не нуждается в директивах и указаниях.
  2. Психологическая зрелость соответствует желанию выполнять работу или степени мотивированности сотрудника. Высокий уровень этой составляющей у последователей не требует от лидера больших усилий по воодушевлению первых к работе, они уже внутренне замотивированы.

Авторами модели были выделены 4 стадии зрелости последователей:

М1 – люди не способны и не желают работать. Они либо не компетентны, либо не уверены в себе.

М2 – люди не способны, но желают работать. У них есть мотивация, но нет навыков и умений.

М3 – люди способны, но не желают работать, их привлекает то, что предлагает лидер.

М4 – люди способны и желают делать то, что предлагает им лидер.

В зависимости от степени зрелости последователей лидер должен корректировать свои действия, относящихся к управлению отношений с подчиненными и по структурированию своей работы. Поведение в области отношений связано с необходимостью для лидера больше прислушиваться к подчиненным, оказывать им поддержку, воодушевлять их и привлекать к участию в управлении. Поведение, относящееся к работе, требует от лидера проведения разъяснительной работы с последователями, как они должны делать свою работу, чтобы выполнить поставленную перед ними задачу. Лидеры, ориентированные на такое поведение, организовывают, отслеживают и контролируют работу последователей. Сочетание этих 2-х типов лидерского поведения позволило выделить в рамках данной модели 4 основных лидерских стиля, каждый из которых наиболее соответствует определенной зрелости последователей: указывающий, убеждающий, участвующий, делегирующий.

S1 – указывающий. Руководитель тщательно указывает, инструктирует и следит за выполнением работы. Применяется к людям группы М1.

Рекомендации руководителю:

  1. четко проводить инструктаж
  2. обучать подчиненных
  3. проверять исполнение работы
  4. отмечать положительные результаты

S2 – убеждающий (руководитель вкладывает много сил в общение с подчиненными и в развитие контакта с ними). Для группы М2.

Рекомендации руководителю:

  1. интенсивное общение с подчиненными
  2. вознаграждение за положительный результат
  3. наказание за отрицательный результат
  4. выявление общих интересов

S3 – участвующий (руководитель концентрируется на улучшение морального состояния группы). Для группы М3.

Рекомендации менеджеру:

  1. ограничить прямые указания и контроль
  2. создавать систему самоконтроля
  3. широко общаться и развивать подчиненных
  4. ставить перед подчиненными цели, не уточняя способ их достижения
  5. учить подчиненных самостоятельно решать свои задачи

S4 – делегирующий (ежедневный контроль за работой осуществляется самими подчиненными) Для группы М4. Руководитель оставляет себе минимум забот.

Рекомендации менеджеру:

  1. достигать согласия по целям
  2. не вмешиваться в дела подчиненных

Данный стиль способствует развитию творческого подхода к работе.

Модель показывает, что на взросление последователь лидер реагирует сокращение своего поведения.

+ - Модель проста и гибка в выборе необходимого стиля в соответствии со степенью зрелости последователей.

 

 

 

Модель ситуационного лидерства Херси и Бланшара