Поведенческий подход к лидерству
Суть: лучший руководитель не тот, у кого эталонный набор качеств, а тот у кого эталонное поведение (лидерское поведение). Важным отличием от теории лидерских качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.
А) Классификация стиля руководителя на 3 вида.
Характеристика стилей | Авторитарный (директивный) | Демократический (коллегиальный) | Либеральный (невмешивающийся) |
1. принятие решений | Единоличное | коллегиальное (совещательное) | либеральный (ждет указаний от руководства) |
2. форма общения | держит дистанцию | общителен, информирует подчиненных | общается по инициативе подчиненных |
3. методы воздействия | организационно-административные | экономические и социально-психологические | уговаривает подчиненных |
4. ответственность | берет на себя | распределяет между подчиненными вместе с полномочиями и правами | снимает с себя |
5. отношение к инициативе | подавляет полностью | поощряет и использует | отдает в руки подчиненных |
6. подбор кадров | боится квалифицированных специалистов | подбирает деловых и грамотных | подбором кадров на занимается |
7. достоинство стиля | быстрое и надежное достижение цели | создает благоприятные условия для развития подчиненных | обеспечивает елевое управление в условиях неопределенности |
8. недостатки стиля | творческие люди уходят, нет хороших заместителей, недооценка перспективы | непригоден в сложных ситуациях | легко поддается влиянию, недостаточно требователен |
9. условия использования | плохая дисциплина, организационная работа, сложная ситуация | удовлетворительная дисциплина и организационная работа, спокойная рабочая ситуация | индивидуальная работа с высоким уровнем творческой активности |
Б) ”Решетка менеджмента” Роберт Блейк и Джен С. Моутон – методика развития организации с точки зрения повышения квалификации менеджеров. Методика описана в их работе ”Психология поведения на предприятии”. Они создали оригинальный подход в оценке типологии менеджеров в целях их дальнейшего обучения. Зная свое место в решетке, каждый менеджер в состоянии оценить самого себя, более четко определить цели и повысить свою квалификацию. Таким образом, ”решетка менеджмента” имеет практическую направленность в целях улучшения работы менеджера. Авторы выделили 2 параметра – 2 силовые линии, на основании которых построена схема, представляющая 5 типов менеджеров. Каждый тип менеджера обозначен цифрами и выделено по 5 характерных управленческих стилей поведения.