Поведенческий подход к лидерству

Суть: лучший руководитель не тот, у кого эталонный набор качеств, а тот у кого эталонное поведение (лидерское поведение). Важным отличием от теории лидерских качеств было то, что данная концепция предполагала возможность подготовки лидеров по специально разработанным программам.

А) Классификация стиля руководителя на 3 вида.

 

Характеристика стилей Авторитарный (директивный) Демократический (коллегиальный) Либеральный (невмешивающийся)
1. принятие решений Единоличное коллегиальное (совещательное) либеральный (ждет указаний от руководства)
2. форма общения держит дистанцию общителен, информирует подчиненных общается по инициативе подчиненных
3. методы воздействия организационно-административные экономические и социально-психологические уговаривает подчиненных
4. ответственность берет на себя распределяет между подчиненными вместе с полномочиями и правами снимает с себя
5. отношение к инициативе подавляет полностью поощряет и использует отдает в руки подчиненных
6. подбор кадров боится квалифицированных специалистов подбирает деловых и грамотных подбором кадров на занимается
7. достоинство стиля быстрое и надежное достижение цели создает благоприятные условия для развития подчиненных обеспечивает елевое управление в условиях неопределенности
8. недостатки стиля творческие люди уходят, нет хороших заместителей, недооценка перспективы непригоден в сложных ситуациях легко поддается влиянию, недостаточно требователен
9. условия использования плохая дисциплина, организационная работа, сложная ситуация удовлетворительная дисциплина и организационная работа, спокойная рабочая ситуация индивидуальная работа с высоким уровнем творческой активности

 

Б) ”Решетка менеджмента” Роберт Блейк и Джен С. Моутон – методика развития организации с точки зрения повышения квалификации менеджеров. Методика описана в их работе ”Психология поведения на предприятии”. Они создали оригинальный подход в оценке типологии менеджеров в целях их дальнейшего обучения. Зная свое место в решетке, каждый менеджер в состоянии оценить самого себя, более четко определить цели и повысить свою квалификацию. Таким образом, ”решетка менеджмента” имеет практическую направленность в целях улучшения работы менеджера. Авторы выделили 2 параметра – 2 силовые линии, на основании которых построена схема, представляющая 5 типов менеджеров. Каждый тип менеджера обозначен цифрами и выделено по 5 характерных управленческих стилей поведения.