Вопрос 50. ТЕНДЕНЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ТОВАРООБМЕНА И ИНВЕСТИРОВАНИЯ

Выделяют целый ряд тенденций развития международного то­варообмена и инвестирования. Рассмотрим основные из них.

Рост обмена промышленными изделиями. Это важнейшая тенден­ция. Доля торговли промышленными изделиями в 2000 г. превысила 80% в товарной структуре международного товарообмена, в то вре­мя как доля торговли сырьем неуклонно сокращалась. Обмен обо­рудованием — станками и транспортными средствами в 2000 г. со­ставил свыше половины торговли товарами.

Рост обмена услугами. В настоящее время на обмен услугами при­ходится более Уз межстранового обмена. Увеличение доли услуг свя­зано с резким ростом доходов от инвестиций. Наиболее крупными статьями поступлений являются финансовые, информационные ус­луги, туризм и транспорт. Международное инвестирование в сферу услуг в 2000 г. превысило 50% всего их объема.

Рост внутриотраслевого обмена. Эта тенденция связана с тем, что в условиях современного производства все чаще одни виды стан­ков обмениваются на другие, запчасти — на собранные изделия или потребительские товары аналогичного характера (например, автомобили или одежду), различающиеся по качеству или по вку­сам потребителей.

Перераспределение ролей между странами. В настоящее время наи­большую долю в мировой торговле имеют США, Германия и Япо­ния, тогда как еще недавно в ней единолично доминировали США. • Страны «Большой семерки» обеспечивают более половины между­народной торговли. Кроме того, именно развитые, а не развиваю­щиеся страны теперь лидируют в приеме инвестиций, причем здесь доминируют США.

С 1970-х годов важную роль в мировой торговле играет группа развивающихся стран. Это новые индустриальные страны (НИС). Их отличают три фактора: растущая доля в мировом экспорте про­мышленных изделий, высокие темпы индустриализации и увели­чения национального производства, а также экспортно-ориенти­рованная политика. В числе этих стран Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Бразилия, Мексика, Таиланд, Малайзия, Индонезия, Фи­липпины и др.

Трехполюсный мир. Это ведущая современная концепция меж­дународных экономических отношений, в соответствии с которой мировая экономика делится на три зоны (полюса): 1) Америка — США, Канада и Мексика, Южная Америка; 2) Евроафрика — стра­ны ЕС, остальная Европа (кроме стран СНГ), Африка; 3) Азия — Япония, НИС Восточной и Юго-Восточной Азии, остальная Азия, Австралия и Новая Зеландия. Каждая из этих зон имеет ядро, в котором вырабатываются согдашения о партнерстве типа зон сво­бодной торговли или таможенного союза. Так, в Европе это Евро­пейский союз, в Северной Америке — Североамериканская ассо­циация свободной торговли.

Интернационализация компаний и международной торговли. Это одна из важнейших тенденций. Во всем мире многонациональные компании создают международную сеть разработки, производства, сборки и реализации продукций. Так, уже в 1983 г. на долю много­национальных компаний США приходилось 3/4 экспорта и полови­на импорта, в Великобритании уже в начале 1980-х годов многона-, циональные компании обеспечивали 80% экспорта.

Рост внутрифирменного обмена. От 20 до 30% международного товарообмена является внутрифирменным, осуществляемым в рам­ках международных компаний. Этот вид торговли охватывает в пер­вую очередь высокотехнологичные товары и сложные изделия (ав­томобили, электроника и т.п.).