Вопрос 29. ТОВАРНЫЙ АССОРТИМЕНТ И ТОВАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА

Товарный ассортимент — это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и тогоже диапазона цен. Так, магазин предлагает определенный ассорти­мент товаров. Широта товарного ассортимента определяется коли­чеством видов товаров в его составе. Предприятия, добивающиеся большой доли рынка, предлагают широкий товарный ассортимент.

Решение о наращивании товарного ассортимента. Наращивание ассортимента происходит, когда предприятие выходит за пределы товарной номенклатуры, производимой в настоящее время. Разли­чают наращивание «вниз» либо «вверх» и двустороннее. Наращи­вание «вниз» — это расширение ассортимента за счет товаров и услуг более низкого уровня. Предприятия поначалу могут распола­гаться в верхнем эшелоне рынка. Наращивание «вниз» может сдер­живать конкурентов. Корпорация «Ксерокс» потеряла до 50% рынка из-за того, что не желала выпускать копировальные аппараты малых размеров, а конкуренты сделали это быстро и успешно. Наращива­ние «вверх» — это расширение ассортимента за счет товаров и услуг более высокого уровня. Решение о наращивании «вверх» при­влекательно, но рискованно. Покупатели могут не поверить, что но­вичок в состоянии изготовлять товары высокого качества. Двусто^ роннее наращивание — это когда предприятие, работающее в среднем эшелоне рынка, может наращивать свой ассортимент и «вверх» и «вниз» одновременно. Примером может служить страте­гия двустороннего наращивания фирмы «Тексас инструменте» на рынке микрокалькуляторов, позволившая ей захватить лидерство на этом рынке.

Насыщение товарного ассортимента — это добавление к нему но­вых изделий. Основные причины насыщения ассортимента: 1) стрем­ление получать дополнительную прибыль; 2) возможности задей­ствовать неиспользуемые производственные мощности; 3) перспек­тивы стать ведущим предприятием на рынке; 4) стремление ликви­дировать «пробелы» в ассортименте с целью недопущения конку­рентов на рынок. Однако перенасыщение ассортимента снижает об­щую прибыль фирмы.

Товарная номенклатура — это совокупность всех ассортимент­ных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателям кон­кретным продавцом. Выделяют следующие показатели: а) широта товарной номенклатуры — это общая численность ассортиментных групп товаров, выпускаемых предприятием; б) насыщенность товарной номенклатуры — это общее число составляющих ее от­дельных товаров; в) глубина товарной номенклатуры — это ва­рианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассорти­ментной группы; г) гармоничность товарной номенклатуры — это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, требований орга­низации производства. Фирма учитывает возможности использова­ния одних каналов распределения и средств рекламы