Товар как средство удовлетворения потребностей

В теории маркетинга товар рассматривается как средство, при помощи которого можно удовлетворить конкретные потребности.

Товар – это продукция в виде физических объектов, услуги или идеи, предложенные рынку для продажи или обмена.

Основными составляющими товара являются:

- набор физических и потребительских свойств;

- сопутствующие товары (дискеты для ПЭВМ и т.д.);

- марочное название;

- качественная упаковка;

- сопутствующие услуги;

- гарантии.

Каждый товар можно рассматривать на трех уровнях. На первом уровне он рассматривается как продукт, наличие которого дает ответ на вопрос, для удовлетворения какой потребности данный товар приобретается. На втором уровне он представляется как товар с определенным набором свойств (оформление, качество, название и т.д.). На третьем уровне товар рассматривается в его реальном исполнении в совокупности с предлагаемыми дополнительными выгодами (доставка, установка, обслуживание).

Маркетинговое понимание рынка

Рынок определяется как совокупность существующих или потенциальных покупателей, объединенных географическим положением или потребностями, породившими соответствующий спрос. Выделяется пять основных видов рынка.

1. Потребительский рынок. Определяют отдельные лица, которые приобретают товары и услуги для личного потребления.

2. Рынок производителей. Составляют организации и предприятия, приобретающие товары и услуги для дальнейшего их использования в процессе производства.

3. Посреднический рынок. Организации и физические лица, приобретающие товары и услуги для их дальнейшей перепродажи с целью получения определенной прибыли.

4. Рынок гос. Учреждений. Составляют гос. Организации, которые приобретают товары и услуги для осуществления своих функций.

5. Международный рынок. Состоит из всех покупателей и услуг, находящимся за пределами данного государства.

 

Если рассматривать рынок как совокупность покупателей, объединенных географическим положением, то выделяют:

- мировой рынок (страны мира);

- региональный рынок (территория государства);

- местный рынок (несколько районов страны).

Одной из основных задач исследования выбранного рынка является определение его емкости. Емкость рынка определяется как объем товара (стоимость или единицы), который реализуется на рынке за год.

При определение емкости рынка товаров народного потребления анализируется уровень текущих доходов населения, наличие сбережений, уровень текущих цен и другие факторы, определяющие покупательский спрос населения.

При определении емкости рынка товаров промышленного назначения учитываются основные тенденции развития отраслей народного хозяйства и возможности реализации инвестиционных проектов.

Емкость рынка и тенденции ее изменения являются важными факторами, которые учитываются производителями при выходе на соответствующий рынок. Нет смысла выходить на исследуемый рынок, если емкость его невелика или станет такой в ближайшем будущем.

Наряду с емкостью важной характеристикой рынка является соотношение между предложением и спросом на товар. С учетом этого говорят о рынке продавца и рынке покупателя.

На рынке продавца свои условия диктует продавец. Это возможно когда спрос превышает предложение. В этих условиях продавцу нет необходимости исследовать рынок, т.к. его продукция пользуется спросом, а проведение исследований приведет к дополнительным затратам.

На рынке покупателя свои условия диктует покупатель. Это заставляет продавца прилагать дополнительные усилия для реализации товара, стимулирует использование концепции маркетинга.

 

ЛЕКЦИЯ 2

 

МАРКЕТИНГ КАК ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Маркетинг как вид деятельности включает:

- полное выявление нужд и потребностей покупателей;

- разработку и изготовление продукта необходимого потребителю, с соответствующим обслуживанием;

- Установление цен, приемлемых для потребителя и обеспечивающих достаточную прибыль производителю;

- доставку произведенных товаров в удобное для покупателя время и место;

- продвижение товара, включая рекламу, содействие торговле, создание благоприятного впечатления о товаре и фирме.