Адаптация персонала.

Одной из проблем работы с персоналом ворганизации при привлечении кадров является управление адаптацией персонала.

В общем виде адаптация - это процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды.

Выделяют социальную и производственную адаптацию.

С позиций управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация.

Выделяют два направления адаптации: первичную и вторичную

Первичная адаптация молодых работников требует особого внимания администрации предприятия (организации).

В условиях функционирования рыночных отношений возрастает роль вторичной адаптации.

Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако, адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Виды адаптации приводятся на рис.12.

 
 

 

 


Рис. 12. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие

Цели адаптации можно свести к следующему:

- уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;

- снижение озабоченности и неопределенности у новых работников;

- сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;

- экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;

- развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.