Взаимосвязь понятий маски и выделения

Маска – это один из базовых инструментов профессиональных растровых редакторов. Хотя концепции маски и выделения тесно связаны, понятие маски шире. Всякая маска включает в себя два типа областей: непрозрачные и прозрачные. Первые используются для защиты закрываемых ими частей изображения или объектов от нежелательных изменений. Они выполняют функцию маскирования. Прозрачные области можно рассматривать как отверстия в маске. Их используют для выделения фрагментов изображения или объекта, которые собираются модифицировать. Эти области называются выделенной областью или выделением (обтравкой).

Таким образом, маска не есть нечто противоположное выделению. Противоположными свойствами обладают части маски, а именно защищенные и выбранные (выделенные) области.

Изображение + маска = выделение.

Соотношение между этими частями не является постоянным. В процессе работы над изображением оно может изменяться за счет увеличения доли одной из них и соответственно уменьшения доли другой. Для этой цели в растровых редакторах имеется специальный набор инструментов выделения.

Свой вклад в неоднозначность терминов “маска” и “выделение” вносят названия родственных инструментов в различных программах растровой графики. Так, в Photoshop эти инструменты называются инструментами выделения, а в Corel PHOTO-PAINT в их названиях присутствует слово “маска”. Хотя и в том, и в другом случае они используются для нанесения на изображение выделенных областей.

Аналогично команды по работе с масками и выделениями в PHOTO-PAINT представлены в меню Mask (Маска), а в Photoshop – в меню Select (Выделение).

Под термином выделение (или выделенная область) мы будем понимать области изображений и объектов, доступные для перемещения, копирования, редактирования и выполнения любых других преобразований. И наоборот, термин маска – для обозначения областей изображений и объектов, защищенных от применения перечисленных операций.

Понятие маски возникло не на пустом месте. По смыслу и назначению оно близко к понятию трафарета. Когда мы с использованием трафарета наносим краску на поверхность, на поверхности остается часть краски, попавшая в прорези, а другая часть остается на трафарете, который и выполняет в данном случае роль защитной маски.

С этой точки зрения маска представляет собой инструмент, выделяющий доступную для воздействия художника область изображения.

Самый простой способ создания маски – режим Быстрая маска (Edit In Quick Mask Mode). Находится внизу на панели инструментов.

То, что закрыто маской, изображается полупрозрачным красным. Сохранить маску в канале можно, нажав на пиктограмму Сохранить область (Save selection as channel) внизу палитры Каналы (Channels).