Профессиональная адаптация молодёжи
Профессиональная адаптация – завершающее звено профессиональной ориентации молодёжи. Роль наставничества в профессиональной адаптации молодёжи.
Профессиональная адаптация — завершающий этап процесса профессионального самоопределения человека. На этом этапе выявляются недостатки предшествующей профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, осуществляется процесс формирования новых установок, потребностей, интересов в сфере труда и, наконец, выявляется, насколько жизненные планы оказались реальными. Поэтому адаптация является своеобразным критерием эффективности профориентационной работы с молодежью.
Профессиональная адаптация — это процесс приспособления обучающихся в общеобразовательных школах по профилю трудового обучения, в профтехучилищах, техникумах, вузах и т. д., а также молодых рабочих, колхозников, служащих к условиям их профессионального труда, в результате чего происходит закрепление кадров в народном хозяйстве.
Многие исследователи считают, что процесс профессиональной адаптации начинается непосредственно на производстве, другие утверждают, что начало этого процесса закладывается еще в школе, и подразделяют его на четыре периода: подготовка к труду в школе, выбор профессии, профессиональная подготовка, начало трудовой деятельности. Ряд исследователей процесс профессиональной адаптации делят на два периода: допроизводственный (в школе, ПТУ, техникуме, вузе) и производственный (уже непосредственно на работе, в производственных условиях).
Надо полагать, что профессиональная адаптация как процесс приобщения к труду начинается с раннего детского возраста, когда ребенок выращивает растения дома или на приусадебном участке, ухаживает за животными и птицей в личном хозяйстве или в школьном живом уголке, помогает родителям по дому. В ходе
изучения основ наук в школе, на уроках трудового обучения, во внеклассной работе этот процесс продолжает развиваться.
Для выпускников VIII класса, изъявивших желание учиться в ПТУ или средних специальных учебных заведениях, процесс адаптации продолжается в этих учебных заведениях, а для учащихся, поступивших в IX класс, —в школе, УПК, в трудовых объединениях, а затем после окончания школы (или среднего специального учебного заведения) непосредственно на работе в производственных условиях или учебе в вузе, а после вуза —на предприятии, в учреждении.
Под профессиональной адаптацией понимают также социально-экономический процесс приспособления человека к осваиваемой профессии. В процессе приспособления к конкретной профессии окончательно выясняется, правильно ли ответил человек на вопрос «Кем быть?», выявляются недостатки проведенной работы по профориентации. В процессе адаптации происходит активное включение личности в ту или иную социальную профессиональную группу освоение социально-психологических отношений в этой группе.
Следовательно, в профессиональной адаптации можно выделить две взаимосвязанные стороны: профессиональную и социально-психологическую.
Профессиональная адаптация включает в себя овладение необходимыми знаниями, умениями, навыками, умением быстро ориентироваться в различных производственных ситуациях, контролировать и программировать свои действия.
Социально-психологическая адаптация заключается в приспособлении молодого работника к правилам поведения, действующим в конкретной социально-профессиональной группе. Сюда входит ознакомление с целями и задачами коллектива, его традициями, отношениями между руководителями и подчиненными, между смежными подразделениями, с критериями оценки действий работника и т. д.
В процессе приспособления к коллективу можно выделить три стадии:
ознакомление с новой ситуацией;
стадия приспособления —работник переориентируется, признает главные элементы новой системы ценностей (например, правила внутреннего распорядка), но у него сохраняются в качестве равноценных многие прежние установки;
стадия ассимиляции — полное приспособление к коллективу, усвоение его установок.
Успешность адаптации молодого человека на производстве во многом зависит от того, как его встретят, каковы будут его первые впечатления о взаимоотношениях в коллективе, о своем рабочем месте. Поэтому особую важность приобретают установившиеся во многих коллективах традиции торжественного посвящения в рабочие, вручение трудовой книжки, первой зарплаты, принятие молодыми (колхозниками, рабочими, служащими) торжественной присяги и т. д.
Большую помощь в успешной адаптации молодого работника должны оказать комсомольская, профсоюзная организации, администрация, общественность предприятия, отдел кадров.
На предприятиях, где работа с молодежью поставлена на достаточную высоту, разработан определенный порядок приема подростков на работу. С подростком беседуют в отделе кадров, выясняют его интересы, жизненные планы, знакомят с целями и задачами коллектива предприятия, его традициями, возможностями для повышения общеобразовательного и профессионального уровня, отдыха, занятий спортом. Затем с молодым человеком беседует начальник цеха, мастер. Далее новичка направляют в кабинет или лабораторию профориентации, в Музей трудовой славы. И наконец, мастер ведет рабочего на место его работы, знакомит с бригадой, условиями труда, оборудованием, наставником.
Как правило, человек быстрее осваивается с работой и входит в жизнь коллектива, если чувствует доброжелательное, внимательное отношение к себе, если общественная жизнь коллектива полнокровна и насыщена интересными делами. В нравственно здоровых коллективах с высоким уровнем социальных отношений вообще степень удовлетворенности работой и избранной специальностью выше.
С первых дней работы комсомольская и профсоюзная организации должны привлекать молодого работника к участию в общественной жизни, в художественной самодеятельности и т. д.
Особого внимания требуют юноши и девушки, пришедшие на предприятие сразу после окончания средней школы, не имеющие определенной специальности и каких-либо профессиональных планов. Лучших результатов в их организации достигают на предприятиях, где рабочих ставят сначала на рабочее место, на котором можно быстро приобрести опыт и необходимые знания, умения, навыки, хорошо освоить профессию. Затем молодому человеку предоставляют возможность или оставаться на своем рабочем месте, или перейти в другой цех и освоить другую профессию.
На многих предприятиях для таких рабочих организуют краткосрочные курсы, где они приобретают необходимый минимум знаний и умений по определенной специальности.
Однако быстрее и успешнее протекает процесс адаптации молодых рабочих, которые оканчивают профессионально-техническое училище. У них более высокий уровень теоретической подготовки, выше разряд, и работают они с большим интересом.
Заслуживает внимания и опыт тех предприятий, которые устанавливают тесный контакт с профтехучилищами, школами, выпускники которых потом приходят к ним на работу. Учащиеся ПТУ проходят на базовых предприятиях производственную практику, а школьники—производственное обучение. Учащиеся XI—XII классов проходят производственное обучение в цехах объединения, а рабочие объединения —частые гости в школах. Поэтому, если по окончании школы выпускники приходят на предприятие работать, то оказывается, что коллектив им знаком, рабочее место тоже. Все это обеспечивает успешность профессиональной и социально-психологической адаптации.
Хороший результат наблюдается и на предприятиях, формирующих бригады с учетом возраста рабочих. Молодых рабочих направляют в комсомольско-молодежные бригады. Там общность интересов всех членов бригады, взаимопонимание между ними, возможность совместного труда и отдыха становятся важным моральным стимулом трудовой активности, способствуют возникновению увлеченности, удовлетворенности избранной профессией.
Большое значение для адаптации молодежи имеет ее профессионально-квалификационный рост. Если молодым рабочим давать задания, сложность которых постепенно возрастает, то эти рабочие быстро усовершенствуют свое мастерство, лучше раскроют свои способности, повысят квалификацию. И как следствие этого значительно повышается инициативность и творческое отношение молодых рабочих к порученному делу.
А.Э. Котляр справедливо указывает на некоторые общие принципы организации системы профессионально-квалификационного продвижения кадров.
Во-первых, это принцип равных возможностей и очередности. Он заключается в том, что для конкретного продвижения работника (получение разряда, занятие должности) ему заранее предъявляют требования, которым должен отвечать претендент на данную должность или разряд. Если претендентов несколько, то устанавливается очередность.
Во-вторых, это принцип примата внутренних перемещений, заключающийся в том, что для заполнения вакансий на рабочем месте высокой квалификации привлекаются в первую очередь рабочие данного предприятия. Это расширяет возможности квалификационного роста.
Важным условием профессионально-квалификационного роста является ежегодная аттестация молодых рабочих, при которой учитывается образовательный уровень, квалификация, участие в техническом творчестве и общественной жизни. Эта работа позволяет подойти к каждому работнику индивидуально.
Эффективно в этом отношении принятие индивидуальных планов профессионального и идейно-культурного роста.
Текучесть кадров во многом зависит от условий труда, возможностей отдыха, наличия жилища, транспорта, культурных учреждений, детских садов, школ и т. д., а главное —от характера труда и его организации. Как правило, содержательный, творческий, высококвалифицированный труд привлекает молодежь и способствует ее закреплению на производстве.