Профессиональный отбор учащейся молодёжи
Цель и задачи профессионального отбора. Профессиональный отбор и его роль в правильном профессиональном направлении личности в соответствии с потребностями государства в кадрах.
Цели и задачи профотбора (подбора)
Составной частью профориентации является профессиональный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями, не хлеборобами и не учителями.
Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных особенностей, задатков — психофизиологических предрасположений к той или иной работе.
Следует отметить, что в свете последних достижений микробиологии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспективы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении. «Большое внимание в недалеком будущем, — пишет Л.Аркадии, — будет обращено, очевидно, и на поиск путей коррекции нашей биогалактики. Иными словами, человек захочет исправить, улучшить свои задатки, полученные по наследству».
Абсолютная профессиональная пригодность — это соответствие физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.
Наш первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Научную организацию труда надо начинать с надлежащего выбора профессии, ибо все правила организации труда на 9/10 не достигнут цели, если допущена в самом начале ошибка: на данную профессию поставлено лицо, совершенно не подходящее по своей психофизиологической конституции».
В начале 20-х гг. наший физиолог К. X. Кекчеев говорил: «Понятно, что не каждый человек пригоден для работы по любой профессии: необходимо иметь соответствующие физические и психические свойства». И далее он отмечал: «Является также аксиомой, многими лицами, к сожалению, еще не понятой, что производительность труда всей нации тогда будет ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, соответствующих их особенностям».
Совершенно прав был К.X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям является одной из составных частей научной организации труда.
Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психологической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.
Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
Правильный профотбор (подбор) следует производить с помощью психологов, физиологов, медиков. Так, для определения пригодности подростка к работе наладчика станков необходимо выяснить порог зрительного различия и связь между корой больших полушарий и подкорковыми структурами, а к работе водителя или оператора — скорость сенсомоторных реакций. Для станочника важна легкая приспособляемость к однообразной и повторяющейся работе, способность к длительной концентрации внимания, для слесаря — глазомер, точность движений. Все это должны определять психофизиологи труда. Профотбор (подбор) необходим и в условиях общеобразовательной школы, ибо во многих из них осуществляется производственное обучение.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен дальнейший рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать и полюбить одну из них.
Каждая профессия требует от человека добросовестного, честного отношения к работе. В связи с этим важно воспитать у подрастающего поколения трудолюбие и высокое чувство общественного долга.
Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы и техникумы вступительные экзамены еще не дают оснований судить о профессиональной пригодности поступающих. Здесь необходимы научно обоснованные характеристики-рекомендации школы, диагностические методы профотбора (подбора).
Важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителям. Особенно это касается учителя трудового обучения. Ведь он имеет огромные возможности для осуществления изучения школьников, так как является непосредственным наблюдателем их трудовой деятельности, вообще за отношением учащихся к труду и к отдельным его видам, за организацией каждым из них своего рабочего места, ходом выполнения практической работы (присутствие в этом элементов творчества, рационализаторства и др.). Наконец, учитель труда может увидеть конкретные результаты деятельности учащихся — изготовленные ими изделия. Все это дает возможность определить (конечно, при постоянном наблюдении за учеником и тщательном анализе этих наблюдений) склонности и способности школьника к определенной профессии. Так, если учитель обслуживающего труда видит, что ученица любит шить, вышивать, стремится сделать свои изделия как можно лучше, красивее и у нее это получается, необходимо закреплять и развивать эти склонности. Возможно, в дальнейшем они перерастут в мастерство швеи, вышивальщицы и т. д. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять способности учащихся и развивать их. Однако не всегда на уроках труда можно выявить способности учащихся. Возможно, у ученика и есть склонности к определенным видам деятельности, но в школе они никак не проявляются. И в этом случае необходимо найти их и использовать в работе по профотбору (подбору).
В трудовой и общественной деятельности человека складывается его характер. Но, возникая таким образом, он в свою очередь накладывает отпечаток на жизнь человека, его дела и поступки.
Характеру наших людей присуща прежде всего принципиальность. Она основывается на передовом научном мировоззрении и выражается в коммунистической морали и активном участии в строительстве коммунизма. Существенными чертами характера человека являются такие черты, как сильная и твердая воля, правдивость, честность, жизнерадостность, чувство товарищества и др. Все эти качества присущи в той или иной степени каждому человеку. Однако степень развития определенных черт характера может повлиять на выбор и успешное овладение профессией. Так, человек волевой и мужественный может с успехом овладеть профессиями, требующими значительного напряжения, преодоления трудностей, принятия решений в трудных условиях. Вместе с тем этого нельзя сказать о людях слабохарактерных, безвольных. Таким людям необходимо выбирать менее ответственные профессии, которые заключаются в постоянном многообразии действия или не предполагают принятия этой личностью ответственных решений.
Профессионально важными (а часто и определяющими) являются не только черты характера, но и темперамент, а следовательно, и сила чувств, эмоциональная возбудимость и впечатлительность, энергичность, скорость принятия решений, быстрота смены настроений.
Если черты характера человека складываются под воздействием воспитания, то особенности темперамента мало поддаются изменениям. Поэтому это важно учитывать и в соответствии с этим и изучать личность школьника. Зная особенности темперамента ученика, не следует ими пренебрегать, а по возможности подбирать такой вид деятельности, характер труда которой наиболее соответствует данному типу темперамента.
В основном люди характеризуются средним выражением указанных черт. Но есть люди с ярко выраженными характеристиками темперамента —типичные холерики, меланхолики и др. В этих случаях особенно следует учитывать соответствие темперамента человека условиям труда. В противном случае (даже если профессия очень нравится человеку) он сможет достичь успехов в работе (причем не очень высоких, а скорее удовлетворительных) слишком дорогой ценой — перенапряжением, потерей здоровья и т. д. Все это должны знать не только учителя, но и ученики, чтобы правильно подходить к самооценке своих способностей и личностных качеств.
Указанные и другие способности человека, например вид памяти (образная, логическая, эмоциональная), мышления (наглядно-действенное или абстрактно-логическое), особенности восприятия, воображения, четкость и координированность движения рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость реакции и устойчивость к неожиданным сильным опасным воздействиям и другие по-разному влияют на освоение определенными профессиями, самостоятельный труд по ним, ускоряя или замедляя эти процессы.
Сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качества ума, преобладающих интересов и т. д.) образует у каждого конкретного человека устойчивое единство, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменении психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т. п.), при наличии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и различных жизненных ситуациях, при изменениях, связанных с возрастным развитием и т. д., психический склад личности остается в какой-то мере постоянным.
Изучив таблицу «Специальные способности», можно узнать, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но, кроме специальных способностей, есть еще общие, без которых трудно обойтись в любом деле. Это активность, инициативность, работоспособность, развитие воли, память, внимание и др. И если специальные способности необходимы только для какого-то определенного круга профессий, то общие способности нужно иметь каждому, какую бы он профессию ни избрал. И только сочетание общих и специальных способностей открывает широкую дорогу к успеху.
Важное место в определении профессиональной пригодности занимает изучение физиологических особенностей человека. Люди с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, под которым подразумевается отсутствие или наличие заболеваний, уровень развития опорно-двигательного аппарата, состояние внутренних органов, нервной и дыхательной систем, органов зрения и слуха, а также общий уровень физического развития.
Эти факторы необходимо учитывать в первую очередь, ибо именно состояние здоровья становится ограничением в выборе того или иного вида деятельности. Как известно, высокие требования предъявляются к состоянию здоровья людей, выбравших себе профессии, связанные с работой на больших высотах, под водой (космонавта, летчика, водолаза). Требования профессии к личности различны. Так, например, высокие показатели остроты зрения, устойчивости ясного видения, высокая координированность движений пальцев рук важны для радиомонтажника, сборщика часов, оптических приборов, но они не имеют существенного значения для слесаря механосборочных работ, который, как правило, манипулирует крупными деталями, приспособлениями. Швее-мотористке указанные качества необходимы в работе, исключая устойчивость ясного видения: предмет ее труда, чаще всего это ткань, которая находится в процессе постоянного перемещения, в связи с чем длительного фиксирования зрения на какой-либо мелкой детали от нее не требуется.
Особого подхода в проведении профотбора (подбора) требуют лица, имеющие физические и психофизиологические ограничения. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что ряд учащихся VII—Х(ХI) классов имеют ограничения к тому или другому виду профессиональной деятельности, а поэтому нуждаются в совете врача. Объясняется это тем, что многие подростки, являющиеся практически здоровыми, имеют некоторые функциональные отклонения. И задача состоит в том, чтобы подобрать для подростка такой вид трудовой деятельности, который бы не только не углубил имеющиеся отклонения, но и способствовал бы их корригированию.
Ряд ограничений необходим для подростков, нуждающихся в ношении очков, для лиц с умеренным искривлением позвоночника, плоскостопием, вегетативными нарушениями нервной системы, отклонениями зрения, слуха и т. д.
Консультация таким подросткам должна быть дана задолго до окончания школы, чтобы они смогли подготовить себя к тому, что некоторые профессии для них не подходят.
Педагоги, занимающиеся профессиональной ориентацией, должны консультироваться у школьного врача об учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и уже с VI—VII класса постепенно как можно безболезненнее готовить их к выбору профессии с учетом отклонений в состоянии здоровья, т. е. подбирать для них те или иные профессии в соответствии с их психофизиологическими ограничениями.
Медицинские, психофизиологические и другие ограничения при выборе профессии ни в коей мере не ущемляют свободы профессионального самоопределения личности, а придают ему обоснованный характер, подчиняя этот процесс логике марксистско-ленинского положения о том, что свобода —это осознанная необходимость.