Профессиональный отбор учащейся молодёжи

Цель и задачи профессионального отбора. Профессиональный отбор и его роль в правильном профессиональном направлении личности в соответствии с потребностями государства в кадрах.

 

Цели и задачи профотбора (подбора)

Составной частью профориентации является профессио­нальный отбор (подбор), т. е. выбор лиц, которые с наи­большей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.

В процессе профессионального отбора (подбора) определяют профессиональную пригодность человека на основе существую­щих у людей физиологических и интеллектуальных различий.

Существующее физическое и интеллектуальное различие обус­ловливает доступность человеку одних видов труда и одновре­менно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями, не хлеборобами и не учителями.

Но, отвергая понимание способностей как врожденных осо­бенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных особен­ностей, задатков — психофизиологических предрасположений к той или иной работе.

Следует отметить, что в свете последних достижений микробио­логии и ряда других наук открываются обнадеживающие перспек­тивы не только для раскрытия тайн генетического кода природных задатков, но и активного воздействия на «биологическую галактику» человека в желательном направлении. «Большое внимание в недалеком будущем, — пишет Л.Аркадии, — будет обращено, очевидно, и на поиск путей коррекции нашей биогалактики. Иными словами, человек захочет исправить, улучшить свои задатки, полученные по наследству».

Абсолютная профессиональная пригодность — это соответствие физических качеств и психофизиологических особенностей челове­ка профессиональным требованиям. Если эти качества и особен­ности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдает и общество и личность.

Наш первый нарком здравоохранения Н. А. Семашко писал: «Научную организацию труда надо начинать с надлежащего выбора профессии, ибо все правила организации труда на 9/10 не достигнут цели, если допущена в самом начале ошибка: на данную профессию поставлено лицо, совершенно не подходящее по своей психофизиологической конституции».

В начале 20-х гг. наший физиолог К. X. Кекчеев говорил: «Понятно, что не каждый человек пригоден для работы по любой профессии: необходимо иметь соответствующие физические и пси­хические свойства». И далее он отмечал: «Является также аксио­мой, многими лицами, к сожалению, еще не понятой, что произво­дительность труда всей нации тогда будет ближе к максимуму, когда наибольшее число лиц занято в профессиях, соответствую­щих их особенностям».

Совершенно прав был К.X. Кекчеев, утверждая, что правильное распределение людей по профессиям является одной из составных частей научной организации труда.

Под профессиональным отбором (подбором) понимают специально организованный исследовательский процесс, цель которого — выявить и определить с помощью научно обоснованных методов степень и возможность психофизиологической и социально-психоло­гической пригодности претендентов на обучение и работу по сложным ответственным профессиям.

Профотбор (подбор) подразделяют на два вида — конста­тирующий и организующий. Констатирующий проф­отбор (подбор) предполагает решение вопроса о пригодности к профессии того или иного лица в форме «годен» и «не годен». В слу­чае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особен­ности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и за­дачам профессиональных учебных заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.

Правильный профотбор (подбор) следует производить с по­мощью психологов, физиологов, медиков. Так, для определения пригодности подростка к работе наладчика станков необходимо выяснить порог зрительного различия и связь между корой боль­ших полушарий и подкорковыми структурами, а к работе водителя или оператора — скорость сенсомоторных реакций. Для станоч­ника важна легкая приспособляемость к однообразной и повторяю­щейся работе, способность к длительной концентрации внимания, для слесаря — глазомер, точность движений. Все это должны определять психофизиологи труда. Профотбор (подбор) необходим и в условиях общеобразовательной школы, ибо во многих из них осуществляется производственное обучение.

С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса возможен дальнейший рост ограничений к некоторым профес­сиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физиче­ских и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограниче­ния, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать и полюбить одну из них.

Каждая профессия требует от человека добросовестного, чест­ного отношения к работе. В связи с этим важно воспитать у под­растающего поколения трудолюбие и высокое чувство обществен­ного долга.

Нередко профотбор (подбор) трудно осуществлять из-за не­достаточности развития методики его применения. Например, при отборе абитуриентов в вузы и техникумы вступительные экза­мены еще не дают оснований судить о профессиональной пригод­ности поступающих. Здесь необходимы научно обоснованные ха­рактеристики-рекомендации школы, диагностические методы проф­отбора (подбора).

Важная роль в выявлении способностей школьников принадлежит учителям. Особенно это касается учителя трудового обучения. Ведь он имеет огромные возможности для осуществления изучения школьников, так как является непосредственным наблюдателем их трудовой деятельности, вообще за отношением учащихся к тру­ду и к отдельным его видам, за организацией каждым из них своего рабочего места, ходом выполнения практической работы (присут­ствие в этом элементов творчества, рационализаторства и др.). Наконец, учитель труда может увидеть конкретные результаты деятельности учащихся — изготовленные ими изделия. Все это дает возможность определить (конечно, при постоянном наблюдении за учеником и тщательном анализе этих наблюдений) склон­ности и способности школьника к определенной профессии. Так, если учитель обслуживающего труда видит, что ученица любит шить, вышивать, стремится сделать свои изделия как можно луч­ше, красивее и у нее это получается, необходимо закреплять и развивать эти склонности. Возможно, в дальнейшем они перерастут в мастерство швеи, вышивальщицы и т. д. Таким образом, задача учителя трудового обучения состоит в том, чтобы выявлять спо­собности учащихся и развивать их. Однако не всегда на уроках труда можно выявить способности учащихся. Возможно, у учени­ка и есть склонности к определенным видам деятельности, но в школе они никак не проявляются. И в этом случае необходимо найти их и использовать в работе по профотбору (подбору).

В трудовой и общественной деятельности человека складывается его характер. Но, возникая таким образом, он в свою очередь на­кладывает отпечаток на жизнь человека, его дела и поступки.

Характеру наших людей присуща прежде всего принци­пиальность. Она основывается на передовом научном мировоз­зрении и выражается в коммунистической морали и активном участии в строительстве коммунизма. Существенными чертами характера человека являются такие черты, как сильная и твердая воля, правдивость, честность, жизнерадостность, чувство товари­щества и др. Все эти качества присущи в той или иной степени каждому человеку. Однако степень развития определенных черт характера может повлиять на выбор и успешное овладение про­фессией. Так, человек волевой и мужественный может с успехом овладеть профессиями, требующими значительного напряжения, преодоле­ния трудностей, принятия решений в трудных условиях. Вместе с тем этого нельзя сказать о людях слабохарактерных, безвольных. Таким людям необходимо выбирать менее ответственные профес­сии, которые заключаются в постоянном многообразии действия или не предполагают принятия этой личностью ответственных ре­шений.

Профессионально важными (а часто и определяющими) явля­ются не только черты характера, но и темперамент, а следовательно, и сила чувств, эмоциональная возбудимость и впечатлительность, энергичность, скорость принятия решений, быстрота смены на­строений.

Если черты характера человека складываются под воздействием воспитания, то особенности темперамента мало поддаются измене­ниям. Поэтому это важно учитывать и в соответствии с этим и изучать личность школьника. Зная особенности темперамента ученика, не следует ими пренебрегать, а по возможности подбирать такой вид деятельности, характер труда которой наиболее соот­ветствует данному типу темперамента.

В основном люди характеризуются средним выражением ука­занных черт. Но есть люди с ярко выраженными характеристиками темперамента —типичные холерики, меланхолики и др. В этих случаях особенно следует учитывать соответствие темперамента человека условиям труда. В противном случае (даже если профес­сия очень нравится человеку) он сможет достичь успехов в работе (причем не очень высоких, а скорее удовлетворительных) слишком дорогой ценой — перенапряжением, потерей здоровья и т. д. Все это должны знать не только учителя, но и ученики, чтобы правиль­но подходить к самооценке своих способностей и личностных ка­честв.

Указанные и другие способности человека, например вид па­мяти (образная, логическая, эмоциональная), мышления (наглядно-действенное или абстрактно-логическое), особенности восприятия, воображения, четкость и координированность движения рук, ши­рота поля зрения, цветовая чувствительность, скорость реакции и устойчивость к неожиданным сильным опасным воздействиям и другие по-разному влияют на освоение определенными профес­сиями, самостоятельный труд по ним, ускоряя или замедляя эти процессы.

Сочетание психологических особенностей (черт характера, свойств темперамента, качества ума, преобладающих интересов и т. д.) образует у каждого конкретного человека устойчивое един­ство, которое может рассматриваться как относительное постоян­ство психического склада личности. При непрерывном изменении психических состояний (чувств, желаний, мыслей и т. п.), при на­личии изменений поведения, связанных с теми ролями, которые берет на себя человек в различных социальных группах и различ­ных жизненных ситуациях, при изменениях, связанных с возраст­ным развитием и т. д., психический склад личности остается в какой-то мере постоянным.

Изучив таблицу «Специальные способности», можно узнать, каких индивидуально-психологических качеств требует от человека тот или иной род деятельности. Но, кроме специальных способностей, есть еще общие, без которых трудно обойтись в любом деле. Это активность, инициативность, работо­способность, развитие воли, память, внимание и др. И если спе­циальные способности необходимы только для какого-то определен­ного круга профессий, то общие способности нужно иметь каждому, какую бы он профессию ни избрал. И только сочетание общих и специальных способностей открывает широкую дорогу к успеху.

Важное место в определении профессиональной пригодности занимает изучение физиологических особенностей человека. Люди с разными физиологическими особенностями отличаются друг от друга состоянием здоровья, под которым подразумевается отсут­ствие или наличие заболеваний, уровень развития опорно-двига­тельного аппарата, состояние внутренних органов, нервной и дыха­тельной систем, органов зрения и слуха, а также общий уровень физического развития.

Эти факторы необходимо учитывать в первую очередь, ибо именно состояние здоровья становится ограничением в выборе того или иного вида деятельности. Как известно, высокие требова­ния предъявляются к состоянию здоровья людей, выбравших себе профессии, связанные с работой на больших высотах, под водой (космонавта, летчика, водолаза). Требования профессии к личности различны. Так, например, высокие показатели остроты зрения, устойчивости ясного видения, высокая координированность дви­жений пальцев рук важны для радиомонтажника, сборщика часов, оптических приборов, но они не имеют существенного значения для слесаря механосборочных работ, который, как правило, мани­пулирует крупными деталями, приспособлениями. Швее-мотори­стке указанные качества необходимы в работе, исключая устойчи­вость ясного видения: предмет ее труда, чаще всего это ткань, которая находится в процессе постоянного перемещения, в связи с чем длительного фиксирования зрения на какой-либо мелкой детали от нее не требуется.

Особого подхода в проведении профотбора (подбора) требуют лица, имеющие физические и психофизиологические ограничения. Данные последних исследований свидетельствуют о том, что ряд учащихся VII—Х(ХI) классов имеют ограничения к тому или другому виду профессиональной деятельности, а поэтому нужда­ются в совете врача. Объясняется это тем, что многие подростки, являющиеся практически здоровыми, имеют некоторые функцио­нальные отклонения. И задача состоит в том, чтобы подобрать для подростка такой вид трудовой деятельности, который бы не только не углубил имеющиеся отклонения, но и способствовал бы их корригированию.

Ряд ограничений необходим для подростков, нуждающихся в ношении очков, для лиц с умеренным искривлением позвоночника, плоскостопием, вегетативными нарушениями нервной системы, отклонениями зрения, слуха и т. д.

Консультация таким подросткам должна быть дана задолго до окончания школы, чтобы они смогли подготовить себя к тому, что некоторые профессии для них не подходят.

Педагоги, занимающиеся профессиональной ориентацией, долж­ны консультироваться у школьного врача об учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, и уже с VI—VII класса посте­пенно как можно безболезненнее готовить их к выбору профессии с учетом отклонений в состоянии здоровья, т. е. подбирать для них те или иные профессии в соответствии с их психофизиологичес­кими ограничениями.

Медицинские, психофизиологические и другие ограничения при выборе профессии ни в коей мере не ущемляют свободы профессио­нального самоопределения личности, а придают ему обоснованный характер, подчиняя этот процесс логике марксистско-ленинского положения о том, что свобода —это осознанная необходимость.