Научные основы профессиональной ориентации
Понятие о научных основах профессиональной ориентации. Основы профессиографии.
Профессиональная ориентация учащихся — это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медицинских мероприятий, направленных на оказание помощи молодежи в профессиональном самоопределении с. учетом потребностей народного хозяйства в кадрах, интересов, способностей и физиологических возможностей личности.
Актуальность профессиональной ориентации учащихся подчеркнута в документах, касающихся системы образования. В них отмечается, что одна из главных задач школы — «подготовка учащихся к активной трудовой общественной деятельности, сознательному выбору профессии». Решение этой задачи предусматривается в единстве с политехническим обучением и трудовым воспитанием, которые осуществляются в процессе изучения основ наук, трудового обучения, организации разнообразной внеклассной деятельности, общественно полезного труда учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, состояния здоровья и в соответствии с требованиями научно-технического прогресса.
Проблема профессиональной ориентации учащихся на современном этапе должна реализоваться комплексно — в сочетании социально-экономического, психофизиологического и психолого-педагогического подходов.
Социально-экономический подход предусматривает вопросы анализа потребности общества в различных профессиях, выявления их перспектив в трудовых ресурсах. Но этого недостаточно. Необходимо, чтобы каждый гражданин работал по способностям, тогда он будет отдавать максимум того, что он вообще может дать. Каждый школьник имеет различные психофизиологические особенности, склонности, характер.
Неправильный выбор профессии связан с моральной неудовлетворенностью, потерей активности и даже расстройством здоровья. Правильный выбор профессии не только определяет жизненный путь человека, но и способствует его психофизиологическому совершенствованию. В этом и состоит суть психофизиологического подхода к решению задач профориентации учащихся.
Воспитание у учащихся в период школьного обучения любви к труду, формирование у них интереса к будущей профессии входит в содержание психолого-педагогического подхода к профориентации.
Интерес — это избирательное, эмоционально окрашенное отношение личности к предметам и явлениям, которое сопровождается стремлением познать их и овладеть ими. Профессиональный интерес рассматривается как интерес к предпочитаемому виду деятельности.
Склонность — расположение личности к той или иной деятельности. Склонность в отличие от интереса предполагает не только активное и эмоционально окрашенное отношение к объекту, но и деятельность, связанную с ним.
Способность — это совокупность психологических особенностей личности, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности. Способность — это такие психологические особенности человека, от которых зависит приобретение знаний, умений и навыков, но которые сами к этим знаниям, умениям и навыкам не сводятся.
Такие понятия, как интерес, склонность и способность, находятся в динамическом единстве, взаимно дополняя друг друга.
Профессиональное намерение — это высшая стадия развития профессионального интереса, оформленного в сознании учащегося как его профессиональный выбор.
Профессиональная направленность личности — это характеризующее данного человека своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его деятельность.
В ходе научных исследований за последнее время выявлены принципы осуществления профессиональной ориентации. Кратко рассмотрим их.
Идейная направленность профориентации заключается в том, чтобы решение проблемы выбора профессии молодым человеком осуществлялось в соответствии с задачами идейного воспитания, формирования научного мировоззрения.
Связь теории с практикой в профориентации предусматривает оказание помощи человеку в выборе его будущей профессии в органическом единстве с практикой коммунистического строительства, с потребностями народного хозяйства в квалифицированных кадрах.
Воспитывающий характер профориентации состоит в необходимости осуществления профориентационной работы в соответствии с задачами формирования гармонической личности, в единстве идейно-политического, трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Принцип политехнизма в профориентации включает необходимость осуществления профессиональной ориентации во взаимосвязи с политехническим обучением, со знакомством учащихся с основами современного производства.
Доступность и сознательность в профориентации предусматривает глубоко осознанное ознакомление учащихся на различных этапах школьного обучения с миром профессий, психофизиологическими требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, путями овладения профессией, профессиональным ростом, оплатой труда, жилищно-бытовыми условиями и т. д.
Систематичность и преемственность в профориентации содержат необходимость осуществления профориентационной работы с I по ХII классы, при условии обязательной преемственности этой работы из класса в класс.
Принцип многоаспектности (комплексности) осуществления профориентации включает организацию этой работы в идейном, социально-экономическом, психолого-педагогическом медико-физиологическом и профессиональном направлениях, позволяющих всесторонне подготовить молодого человека к выбору своей профессии.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей в профориентации позволяет осуществлять профессиональное самоопределение школьника постепенно, в соответствии с его возрастом и одновременно с учетом его личных качеств: профессиональных интересов, склонностей, способностей и профессиональной направленности.
Взаимосвязь школы, семьи, производства и общественности в профориентации учащихся предусматривает тесный контакт в работе по оказанию молодым людям помощи в выборе профессии. При этом не допускается разногласий в работе, а, наоборот, предполагается дополнение и расширение целенаправленности и единения в совместной работе.
Принцип самостоятельности профориентации заключается в следующем. Предварительно выявляют интересы, склонности и способности учащегося совместными усилиями школы, семьи, профессиональных учебных заведений, производства и общественности. Затем школьнику рекомендуют соответствующую ему профессию. Но окончательное право в выборе профессии остается за самим школьником.
Свобода выбора профессии предполагает учет потребностей народного хозяйства в кадрах, индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья и желание личности. Наше общество заинтересовано, чтобы каждому из молодых людей была предоставлена возможность работать в той области трудовой деятельности, где бы он мог полностью проявить свои способности, получить удовлетворение и внести наибольший вклад в общенародное дело. Свободный выбор профессии не имеет ничего общего с самотеком в профориентации и стихийностью в профессиональном определении молодежи. Свободное профессиональное самоопределение учащихся должно проходить под непосредственным педагогическим руководством на основе изучения личности: его индивидуально-психологических особенностей, состояния здоровья, с учетом социально-экономических факторов, потребности народного хозяйства в квалифицированных кадрах. Следовательно, выбор выпускниками своей будущей профессии является не только важнейшей психолого-педагогической, но и одновременно социальной задачей.
После изучения профессиональных интересов, склонностей, способностей, профессиональной направленности и мотивов выбора профессии совет школы по профориентации намечает воспитательные мероприятия (воспитательный аспект профориентации), направленные на усиление подготовки школьника к рекомендуемой или избранной профессии. Вместе с тем определяет мероприятия, направленные на усиление трудового воспитания школьников и привития любви к избранной профессии.
У школьников следует сформировать определённые профессиональные намерения. «Профессиональные намерения — это термин, который имеет свои психофизиологические основы. Рефлекс цели имеет огромное значение, он есть основная форма жизненной энергии каждого из нас...». Формирование профессиональных намерений учащихся и последующий выбор ими профессии необходимо рассматривать как важнейшее средство развития «рефлекса цели» у молодежи.
Формирование профессиональных намерений — сложный процесс, так как при этом постоянно возникают противоречия. Нередко наряду с первыми намерениями появляются новые, не совпадающие с первичными. Такое сочетание профессиональных намерений помогает учащимся в случае невыполнения первого намерения быть готовым к осуществлению второго.
В организации профориентационной работы самое важное место принадлежит школе. Только она обладает возможностью длительно и систематически воздействовать на учащегося в нужном направлении. Эту работу школа может осуществлять с помощью семьи, промышленных предприятий, строек, колхозов, совхозов, сельхозкооперативов, учреждений и учебных заведений, которые помогают не только квалифицированно знакомить учащихся с производством, но и оказывать помощь в овладении избранной профессией.
Школа призвана, начиная с начальных классов, психологически готовить детей к труду, выявляя их индивидуальные склонности и способности, а в последующих классах эта работа должна стать более глубокой и разносторонней.
Подготовку учащихся к дальнейшему образованию необходимо активизировать в VII—Х классах, когда учащиеся должны предрешить: либо продолжить обучение в XI классе дневной школы, либо поступить учиться в ПТУ или в специальное среднее учебное заведение, либо пойти работать и учиться в вечерней (сменной) школе рабочей или сельской молодежи.
В старших классах работа по профориентации становится еще более конкретной — учащиеся готовятся к выбору сферы приложения своих сил. Этому способствует и учебный процесс, ибо богатейшие возможности для связи обучения с жизнью, с трудом и подготовки учащихся к выбору профессии заложены в курсах основ наук.
Исключительно большое значение в профориентации школьника играют политехническое обучение, производственные экскурсии, технические кружки, производительный труд в учебных мастерских, на учебно-опытных школьных участках, в трудовых объединениях школьников.
Многие задачи профориентации решаются в самом учебном процессе, при этом важна координация действия всех учителей. На уроке учащиеся побуждаются к серьезному обдумыванию своего дальнейшего жизненного пути, ориентируются в условиях правильного выбора профессии. Поэтому учителю нужно знать ведущие, перспективные и необходимые обществу профессии, связанные с его предметом, методику изучения учащихся в целях профориентации.
Введение профориентационного материала в процесс урока не нарушает логики изучаемого предмета, а наоборот, способствует осуществлению диалектического принципа связи обучения с жизнью.
В процессе формирования у школьников устойчивых профессиональных интересов следует опираться на развитие их познавательных интересов к учебным предметам.
Содержание и методы профориентационной работы должны меняться в зависимости от возрастных особенностей учащихся, при переходе их из класса в класс, на основе логически продуманной системы. За осуществлением этой задачи призваны следить классные руководители, администрация школы, инспектора отделов народного образования по трудовому обучению и профориентации, комиссии по профориентации и трудоустройству выпускников школы при исполкомах местных Советов депутатов и межведомственные Советы по профориентации в районах, городах, областях, республиках и страны в целом.
Рассматривая проблему профориентации, следует остановиться на анализе смыслового значения слова «профессия». Слово «профессия» в переводе с латинского означает «официально указанное занятие, специальность», «объявляю своим делом» (БСЭ). Профессии делятся на специальности, например профессия слесаря делится на специальности: слесарь-сборщик, слесарь-ремонтник, слесарь-инструментальщик, слесарь-сантехник и др.
С изменением орудий производства, разделением труда профессии постоянно меняются. Особенно большое изменение происходит в настоящее время, в период бурного научно-технического прогресса. Одни профессии исчезают, другие появляются, многие профессии изменяются по содержанию выполняемых работ.
Научно-технический прогресс изменяет характер труда, совершенствует орудия труда, меняет и сам предмет труда. В связи с этим изменяется и подготовка рабочего нового типа, умеющего выполнять широкий круг обязанностей, способного совмещать профессии и быстро осваивать новые, тем более что в различных отраслях народного хозяйства появляется много сходных профессий.
Все это вызывает необходимость классификации (группировки) профессий. В народном хозяйстве профессии сгруппированы по отраслевому признаку (профессии промышленности, сельского хозяйства, строительства, науки, культуры, здравоохранения и т. д.).
В настоящее время для использования знаний о профессиях в целях профориентации применяют классификацию профессий, разработанную профессором Е. А. Климовым, построенную с учетом четырех классификационных признаков: предмета, целей, орудий и условий труда.
В классификации профессий по предметам труда выделяются пять типов предметов труда, с которыми человек взаимодействует в процессе работы:
человек — природа (земля, вода);
человек — техника (машины, механизмы);
человек — человек (человек, группа людей и др.);
человек — знаковая система (условные знаки);
человек — художественный образ (произведения литературы, искусства).
Профессии типа человек — природа подразделяются на две группы: человек — живая природа и человек — неживая природа.
При изучении технического труда теоретическая и практическая подготовка учащихся опирается главным образом на профессии типа человек — техника. Всестороннее развитие личности требует, чтобы в содержании обучения были отражены и другие типы отношений: человек — природа (охрана окружающей среды и требования к эксплуатации техники в связи с этим; рациональное использование природных богатств); человек — художественный образ (вопросы эргономики и технической эстетики, художественное конструирование и моделирование); человек — знаковая система (математическая и графическая основа технической подготовки); человек — человек (коллективные формы труда, роль современного рабочего в общественной жизни производственного коллектива). Такой комплексный "подход к содержанию трудового обучения и воспитания будет способствовать всестороннему развитию личности школьника.
Аналогичные требования в понимании классификации профессий по предмету труда предъявляются и при изучении сельскохозяйственного и обслуживающего труда.
Классификация профессий по целям труда учитывает совпадение субъективных и объективных целей, когда мысленный образ результата труда в сознании работника совпадает с тем, что требует от данного специалиста общество. Различают следующие виды целей труда гностические, преобразующие, изыскательские.
Например, цель труда маляра — практически преобразовательная. Поэтому от него требуется не только внимание и аккуратность в работе, но и наличие хорошего эстетического вкуса, глазомера, координации движения рук, творческого и конструктивного воображения.
Цель труда парикмахера — изыскательская — придумать, найти вариант прически, ведь каждый человек своеобразен. В то же время — практически преобразовательская. Поэтому профессия требует прежде всего высокого мастерства, внимательности, аккуратности, вежливости и такта.
Цели труда контролера — познавательные (гностические); распознать признаки качества изделия, сличить свойства изделия с образцом. В связи с этим от работника требуются устойчивость внимания, наблюдательность, высокая требовательность, самостоятельность в принятии решений.
Классификация профессий по средствам труда предусматривает четыре группы: первые три показывают, что орудия могут быть вещественными: ручные и механизированные, машины и механизмы с ручным управлением, автоматизированные и автоматические. Кроме того, существуют и невещественные, так называемые функциональные орудия труда (жест, мимика).
Условия труда могут быть разнообразными. Необычные условия труда предъявляют повышенные требования к физической выносливости работника.
По разнообразию и широте работ различают три типа рабочих профессий: универсальные, частичной специализации и узкоспециализированные (операционные). К универсальным профессиям относится, например, профессия токаря, работающего в условиях единичного или мелкосерийного производства. Рабочие этой профессии выполняют разнообразный круг работ и операций на одном и том же рабочем месте и типе оборудования.
Рабочие, владеющие профессией частичной специализации, обслуживают один вид специализированного оборудования или выполняют лишь определенный вид работ по данной профессии. Это профессии бульдозериста, электромонтера, обмотчика-изолировщика, модельщика по выплавляемым моделям и т. д.
Специалисты узкоспециализированных (операционных) профессий выполняют одну, две или три операции в общем процессе изготовления продукции.
В зависимости от характера применяемых орудий труда различают профессии машинного труда (токарь, фрезеровщик, ткач, машинист электровоза и др.), ручного труда (слесарь механосборочных работ, регулировщик радиоаппаратуры, наладчик автоматов и др.) и аппаратного труда (оператор нефтеперегонной установки, сталевар, термист, аппаратчик кислородной установки и др.).
Кроме того, профессии делятся на отраслевые и межотраслевые (сквозные). Отраслевые профессии связаны с той или иной отраслью народного хозяйства (профессии ткачихи, прядильщицы относятся к текстильной промышленности). Профессии же электромонтера-ремонтника, слесаря-ремонтника, сверловщика являются межотраслевыми (сквозными).
В связи с механизацией и автоматизацией производства требуется концентрация разнообразных технологических процессов на одном рабочем месте. Эти рабочие места могут обслуживать специалисты, имеющие профессию широкого профиля. Они обслуживают несколько машин, агрегатов, выполняют несколько смежных или родственных по технологическому процессу видов работ. Например, наладчик автоматических линий и агрегатных станков, оператор электронно-вычислительных и счетно-решающих машин, машинист горнодобывающих и. горнопроходческих машин и механизмов, электромонтер по монтажу, эксплуатации и ремонту силовых и осветительных электроустановок, тракторист-машинист сельскохозяйственного производства и т. д.
В настоящее время широкое распространение получило совмещение профессий. Такие специалисты, кроме основной профессии, осваивают смежные профессии или специальности. Это способствует высвобождению рабочей силы, уплотнению рабочего времени, повышению производительности труда и соответственно заработной платы. Такая возможность появилась в результате высокого роста общего и политехнического образования рабочих.
Есть еще так называемые свободные профессии, связанные с деятельностью работников умственного труда. К ним относятся профессии писателя, художника, скульптора, композитора и т. д. Они за свой труд получают не заработную плату, а гонорар.
В существующих литературных источниках о профессиях даются сведения о том, что должен знать и уметь человек, осваивающий профессию, описывается инструмент, оборудование, примерные виды работ. Но такие требования, как затрата умственной и мускульной энергии при освоении профессии, к сожалению, пока не отражаются. Для полного представления о требованиях, предъявляемых профессией к организму человека, его психике и состоянию здоровья, составляется профессиограмма.
Система профессиональной ориентации и роль учителя трудового обучения в ее осуществлении
Центром профориентационной работы с учащимися является общеобразовательная школа, которая обеспечивает высокий уровень общего и политехнического образования молодежи, воспитывает у учащихся моральную готовность трудиться, формирует трудовые умения и навыки, создает основу для сознательного выбора профессии.
Сейчас сложилась система профориентации школьников. В нее входят: профпросвещение, предварительная профдиагностика (изучение школьников в целях профориентации), профконсультация, профотбор (подбор) и профадаптация, осуществляемые на широкой основе трудовой политехнической подготовки.
Без расширения общего и политехнического кругозора профессиональная ориентация носила бы ограниченный характер.
В содержание профориентационной работы в школе входит:
1. Ознакомление учащихся с разными отраслями народного хозяйства, наиболее распространенными профессиями в процессе изучения основ наук, трудового обучения, внеклассной и внешкольной работы.
2. Формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для выполнения разнообразных видов труда в производственных условиях.
3. Формирование добросовестного отношения к общественно производительному труду, общественной собственности, воспитание интереса к массовым профессиям в промышленности, транспорте, строительстве, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
4. Выявление и изучение интересов, склонностей, способностей, а также физических и психологических возможностей подростков.
5. Ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему общеобразовательных, технических, специальных знаний, умений и навыков.
6. Оказание учащимся помощи в профессиональном самоопределении путем профконсультации.
7. Последующий анализ (в процессе адаптации) эффективности примененных ранее способов педагогического воспитательного влияния.
Профессиональную ориентацию в школе необходимо рассматривать как органическую составную часть всей системы учебно-воспитательной работы, а не как сумму отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. Она должна самым тесным образом связываться в целом с процессом формирования всестороннего развития личности, подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляться планомерно через учебную и внеклассную работу в школе.
Профессиональная ориентация учащихся должна осуществляться также в тесной взаимосвязи с экономическим воспитанием. В процессе трудового обучения школьники осваивают отдельные трудовые операции и целые технологические процессы современного производства, приучаются к рациональной организации рабочего места, экономному расходованию материальных ценностей, эффективному использованию рабочего времени, знакомятся с формами материального и морального поощрения за труд, познают элементы хозяйственного расчета, постигают конкретный смысл таких экономических категорий, как производительность труда, себестоимость продукции и др.
Все это способствует формированию ряда профессионально важных качеств личности, таких как любовь к труду, коллективизм (общительность, умение работать в коллективе, выполнять решения коллектива, прийти на помощь товарищу, быть требовательным к себе и товарищам и др.), единство слова и дела, целеустремленность, бережливость, организованность, инициативность и т. д. Эти качества необходимы молодым людям и во всей дальнейшей их трудовой деятельности.
Учитывая возросшее значение экономической подготовки в профессиональном самоопределении личности, учителю трудового обучения необходимо постоянно уделять внимание вопросам экономического воспитания и образования учащихся. В связи с этим в деятельности учителя трудового обучения по экономическому воспитанию учащихся можно выделить следующие направления:
привлечение школьников к планированию своего рабочего места, общественно полезного, производительного труда;
вовлечение учащихся в соревнование за качество труда и бережливость;
ознакомление школьников с вопросами экономических взаимоотношений в промышленном и сельскохозяйственном производстве, строительстве и сфере обслуживания; привлечение учащихся к подготовке калькуляции выпускаемой продукции, к распределению доходов УПК и др.;
ознакомление учащихся в процессе трудового обучения с материальными и моральными формами поощрения за труд в сфере производства и обслуживания;
участие школьников в трудовых объединениях, техническом творчестве и сельскохозяйственном опытничестве, способствующих активизации их познавательной деятельности, формированию интереса к производительному труду.
Для эффективного осуществления профориентационной работы важно придерживаться таких требований:
профориентация учащихся должна строиться на основании учета текущих и перспективных потребностей народного хозяйства в кадрах (в частности, потребностей данного экономического района), анализа профессиональной структуры народного хозяйства и тенденций в ее изменении;
профориентация школьников невозможна без основательного изучения их интересов, способностей, наклонностей и состояния здоровья;
в осуществлении профориентационных мероприятий необходимо устанавливать тесные связи школы с производством, общественными и государственными организациями.
Важная роль в осуществлении профориентационной работы в школе принадлежит учителю трудового обучения. Общетехническая подготовка его, знание основ экономики социалистического производства позволяет свободно ориентироваться в общих закономерностях устройства и применения технических объектов, знать перспективы и пути технического прогресса в различных отраслях производства.
Учителю труда принадлежит особое место в формировании у молодого поколения таких черт характера, как трудолюбие, уважение к людям, созидающим материальные блага».
Содержание трудового обучения дает возможность учителю ознакомить учащихся со многими профессиями, воспитать интерес к ним. Особая, ничем не заменимая ценность уроков труда в профориентационной работе состоит в том, что здесь, в процессе создания конкретных объектов труда, имеющих общественно полезную значимость, учащиеся приобретают специальные умения и навыки, развивают свои профессиональные интересы и способности, проверяя в конкретной деятельности свою пригодность к той или иной работе, формируют важнейшее качество личности — трудолюбие.
На своих уроках учитель труда имеет возможность наблюдать за каждым учеником, видеть его отношение к выполняемой работе, изучить его интересы и способности, что необходимо в проведении профориентационной работы.
В процессе трудового обучения учитель логически связывает сведения о профессиональном труде с изучением конкретных тем.
При изучении электротехники, например, учитель, указывает на значение электроэнергии, способы ее производства, передачи и применение. В соответствии с этим и профессии электротехнической отрасли промышленности можно разделить на три большие группы. К первой группе относятся те профессии, которые связаны с производством электротехнического оборудования, электрических машин, аппаратов, приборов электромонтер-обмотчик, изолировщик, слесарь-наладчик и т. д.), ко второй группе профессии, связанные с передачей электроэнергии (электромонтер подстанций, электромонтер па эксплуатации сети к т. д.), к третьей — профессии, связанные с использованием электроэнергии (слесарь-электромонтажник, электромонтер-ремонтник и т. д.).
Учитель обращает внимание учащихся на перспективы развития этих групп профессий, на все возрастающие требования, предъявляемые ими к человеку, на необходимость прочных и систематизированных знаний по электротехнике, физике, химии, математике, машиноведению.
При изучении тем ручной и механической обработки древесины учитель проводит ориентацию учащихся на профессии деревообрабатывающей промышленности, при изучении обработки металлов учащиеся знакомятся с профессиями машиностроения, металлургии. То же относится и к изучению основ сельскохозяйственного производства, обслуживающего труда.
Но на уроках трудового обучения учитель не только знакомит учащихся с разными отраслями народного хозяйства, профессиями, видами деятельности человека, но и воспитывает у них профессиональные интересы, коммунистическое отношение к труду, готовность трудиться, умение понять значение и красоту труда. Под руководством учителя школьники изучают элементы технологии обработки древесины, металлов, пластмасс, знакомятся с их свойствами, применением; изучают устройство и работу соответствующих инструментов, овладевают простейшими умениями в работе этим инструментом, уходу за ним, наладке, заточке. В процессе изготовления общественно полезных предметов школьники учатся планировать трудовые процессы, организовывать рабочее место, соблюдать точность в выполнении работы, экономить время и материалы, самостоятельно осуществлять контроль изготовления деталей и изделий.
Личность учителя, как человека, непосредственно влияющего на формирование профессиональных намерений, является одним из факторов выбора учащимися массовых рабочих профессий.
Сама организация занятий по труду играет большую роль. Если в мастерской соблюдается надлежащий порядок, чистота, ученики работают хорошим, исправным инструментом, выполняют работу, которая их интересует, то это, безусловно, содействует воспитанию у школьников устойчивых профессиональных интересов. Учитель воспитывает у школьников дисциплинированность и организованность, сдержанность и настойчивость, ответственность и чувство долга перед своим коллективом, школой, народом, страной.
В проведении профориентационной работы в школе важное место занимают внеклассные занятия с учащимися по интересам, в частности в технических кружках. При планировании и организации таких занятий, учитель должен создать все условия для развития способностей ребят: конструкторских, изобретательских и др.
Следует отметить и значение внеклассных занятий по труду, которые не регламентированы рамками обязательной программы, но играют большую роль в формировании у учащихся профессиональных интересов.
Воспитание психологической готовности к труду, правильного отношения к различным видам общественного труда, который начинается с выполнения ребятами простейших трудовых обязанностей, является необходимым условием профессиональной ориентации. Речь идет прежде всего о воспитании у учащихся на протяжении всех лет обучения в школе готовности работать в соответствии с общественными потребностями. Поэтому необходимо воспитать у школьников убеждение в том, что труд на общую пользу — это нравственный долг каждого человека перед Родиной.
Профориентационная работа в практической деятельности учителя трудового обучения — это не отдельные мероприятия, это вся его учебно-воспитательная работа, направленная на подготовку учащихся к трудовой жизни. В связи с этим учителю необходимо знать основные теоретические положения системы профориентационной работы с учащимися, уметь применять основные формы и методы профессиональной ориентации учащихся.