Построение группового отношения предпочтения на основе индивидуальных предпочтений
Описанные методы экспертного оценивания базируются на соответствующих процедурах опроса, которые различаются по форме общения с экспертом и способу постановки ему вопросов. К таким процедурам относятся: индивидуальные и групповые, очные и заочные, открытые и закрытые опросы. При выборе конкретной процедуры опроса необходимо учитывать не только реальные ограничения проведения экспертизы, но и достоинства и недостатки этих процедур. Дополнительно к ним можно указать, что очные опросы предпочтительнее заочных по информативности, так как позволяют исключить возможное неправильное истолкование экспертом вопросов анкеты. Более того, при заочном опросе эксперт вообще может не дать ответа на некоторые вопросы ввиду их непонимания, хотя при очном опросе это может быть оперативно устранено путем переформулировок и уточнений поставленных вопросов. С учетом затрат на получение информации и исключения психологического давления на эксперта со стороны группы управления (которая может исказить получаемую информацию) более предпочтителен заочный опрос.
Способ постановки вопросов эксперту регламентирует определенную свободу его ответов. Если группа управления желает получить конкретный ответ по интересующей проблеме в том случае, когда нет уверенности, что сам эксперт захочет дать информацию, как правило, используют процедуру закрытого опроса. Эта процедура предусматривает постановку перед экспертом таких вопросов, в формулировке которых заведомо содержится перечень альтернативных ответов. Если вопрос предусматривает ответ в форме только «да» или «нет», то такой вопрос называется чисто закрытым. Если требуется указать один из более чем двух предлагаемых вариантов ответа, то такой вопрос называется веерным.
Достоинство этой процедуры в том, что опрос проводится оперативно, эксперты хорошо понимают поставленную задачу и уверенно работают, имея перед собой набор альтернативных ответов. Однако «навязывание» экспертам ответов исключает возможность выражения ими своего мнения в том случае, если оно не совпадает с альтернативными ответами и снимает с него ответственность.
Процедуру закрытого опроса целесообразно использовать при анализе характера неопределенностей, выборе метода моделирования и определении типа модели, анализе полученных результатов моделирования, то есть в тех случаях, когда набор альтернатив имеется или очевиден.
Процедура открытого опроса дает полную свободу ответов эксперта по рассматриваемой проблеме. Вопрос ставится в наиболее общей форме, отражая лишь существо задачи. Такая процедура применяется в ситуациях, требующих нетривиального решения (по своему целевому назначению эта процедура сходна с методом коллективной генерации идей). Недостатки этой процедуры заключаются в том, что для нее требуются неформальные методы обработки полученной информации ввиду «свободной» интерпретации вопроса и ответа, а также высокая квалификация экспертов.
Процедуру открытого опроса, как правило, применяют в задачах формирования исходного множества стратегий, выбора показателей и критериев эффективности, прогнозирования поведения других субъектов операции и в других случаях, требующих обнаружения с помощью экспертов неясных элементов проблемной ситуации.
Для устранения недостатков, присущих каждой из процедур, необходимо использовать эти процедуры комплексно. Например, при проведении закрытого опроса можно предоставить экспертам возможность вообще не выбирать одну из представленных альтернатив или выдвигать собственный ответ по поставленным вопросам.
В основе большинства из описанных методов лежит такое средство сбора информации, как опросный лист — анкета. По целевому назначению анкеты можно разделить на анкеты-справки, содержащие данные о профессиональной подготовке эксперта, используемые на этапе формирования экспертной группы, и анкеты-опросники, содержащие логически увязанную систему вопросов по проблеме, интересующей группу управления. Как правило, первоначальный опрос проводится по анкетам, содержащим открытые вопросы, требующие, например, ответа в виде:
«1. Каковы, по-вашему мнению, особенности развития предприятия в следующей пятилетке? 2. Каковы, по-вашему мнению, направления повышения рентабельности предприятия в этот период? 3. Перечислите доводы в пользу указанных Вами направлений» и т. п.
Обработка полученных результатов по этим анкетам приводит к множеству альтернатив. Последующий опрос, как правило, проводят по анкетам с вопросами закрытого типа. При этом в анкете не должно содержаться вопросов, допускающих двойное толкование. Само построение вопросов должно быть таким, чтобы эксперт последовательно раскрывал существо проблемы, каждый раз опираясь на информацию, содержащуюся в предыдущих вопросах. Это означает, что ответы на первые в общей иерархии вопросы должны базироваться на самой надежной и доступной для эксперта информации и носить по возможности качественный характер. Эксперт должен указать, например, различие альтернатив по предпочтительности: «Что является более предпочтительным с точки зрения рентабельности предприятия: покупательная способность, себестоимость продукции, затраты?»
Последующие вопросы анкеты должны составляться так, чтобы для ответа на них требовалась более «совершенная» информация, например, в форме диапазонов значений интересующих факторов. Например: «1. Каково ваше мнение о минимальном значении уровней покупательной способности, себестоимости и затрат, обеспечивающих решение задачи повышения рентабельности предприятия в следующей пятилетке из числа представленных значений? 2. Каковы, по-вашему мнению, максимально достижимые значения уровней этих показателей из числа представленных?» (эти вопросы могут ставиться и как открытые).
Последними вопросами анкеты должны быть такие, для ответа на которые требуется информация в виде точечной оценки (числа). Если, например, цель экспертизы заключается в выявлении относительного вклада каждого из факторов в достижение цели операции, то последним в анкете должен быть вопрос: «Каков, по-вашему мнению, вклад каждого фактора (покупательная способность, себестоимость, затраты) в повышение рентабельности? Оцените вклад каждого фактора в десятибалльной шкале». Если эксперту сразу задать последний вопрос, то ответ на него вызовет значительные трудности или он вообще откажется отвечать. Организация анкеты по принципу логической увязки и усложнения вопросов позволяет эксперту самому глубже разобраться в проблеме и выдать обоснованную непротиворечивую информацию.
Помимо целевых вопросов анкета должна содержать информацию о правилах ее заполнения.
Способ обработки полученной экспертной информации определяется методом ее получения и типом представления (качественная, количественная).
Используя описанные методы, проводят опрос экспертов. Полученные результаты обрабатываются и анализируются. Группа управления по результатам анализа принимает решение относительно целесообразности проведения дополнительных циклов экспертизы. Это означает, что опрос экспертов, как правило, осуществляется в несколько туров до получения согласованных результатов. Таким образом достигается регулируемая обратная связь, компенсирующая неточность первоначальной постановки задачи и повышающая надежность получаемых экспертных оценок.