V. Руководство трудом детей.

В организационно – методической работе подробно описываются методы и приемы работы с детьми с помощью которых он вызывает интерес к предстоящей работе, распределяет обязанности, обговаривает результат труда, руководит и координирует работу детей, принимает участие в общем деле. Все действия воспитателя описываются от первого лица. Например, в утренние часы воспитатель обращается к девочке: «Света, посмотри, пожалуйста, не пора ли помыть листья у фикуса? Что тебе понадобиться для работы?» (такие приемы используются, если ставилась задача закрепления навыков по организации ребенком рабочего места).

Дается мотивировка труда: для чего, зачем будем трудиться, и ставится конкретная цель. В младших, средней группе мотивировка может носить частично игровой характер - «ждем гостей», «поможем игрушкам», «книжкина больница» и т.п. В старших группах желательно использовать нравственную мотивировку труда - «убраться, чтобы было чисто и всем было приятно».

- Проговаривается объем работы – что конкретно надо сделать.

- Распределяется работа между детьми и определяется место работы каждой подгруппы (или всех детей).

Желательно в тексте конспекта нарисовать схему размещения оборудования, детей и воспитателя во время работы.

В младших группах распределяет работу воспитатель, учитывая возможности детей, уровень овладения трудовыми умениями и навыками, интересы и зарождающиеся дружеские отношения. В старших группах воспитатель обговаривает с детьми объем работы для звена, назначает старшего – звеньевого (мотивируя свой выбор положительными качествами личности ребенка), а внутри звена предлагает детям договориться самим, кто что будет делать; в случае необходимости помогает распределить работу. В процессе этого решаются задачи нравственного воспитания, поставленные воспитателем.

Совместно обсуждается выбор места работы, подбор и размещение необходимого оборудования – так, чтобы было удобно работать самим и не мешать другим детям трудиться; при этом воспитателю надо помнить, что надо держать в поле контроля все работающие подгруппы.

Детям обязательно напоминается о подготовке рабочего места и себя самих - «надо закатать рукава, надеть фартуки» и т.п. Воспитатель должен дать образец внешнего вида в процессе работы.

Уточняется последовательность деятельности. В этих целях:

- задаются вопросы о последовательности работы - «что надо сделать сначала, что потом, чем закончить работу»;

- проверяется распределение обязанностей в звеньях;

- проверяется наличие у детей необходимого материала и оборудования, в случае необходимости напоминается, где его можно взять;

- напоминается, что работать надо аккуратно, дружно, помогать друг другу.

В младших группах, при освоении новых трудовых умений воспитатель проводит прямой показ действий. В зависимости от их сложности показ может быть пооперационным (раскрывает последовательность и технику выполнения действий). В старших группах показ может быть частичным. Хорошо, если воспитатель трудится вместе с детьми, создавая у них эмоционально – положительное отношение к труду как совместной деятельности.

В ходе трудовой деятельности воспитатель осуществляет контроль за ходом работы детей в двух направлениях: за качеством работы (насколько правильно совершаются трудовые действия, операции, насколько качественным получается результат; в случае необходимости используется подсказка, частичный показ, пример другого ребенка и т.п.); за характером взаимоотношений детей во время работы (предотвращение и разрешение конфликтов, побуждение к согласованию действий, взаимопомощи и т.д.).

По окончании труда организуется уборка оборудования. К уборке привлекаются дети всех возрастных групп, воспитатель убирает только тяжелые и громоздкие вещи.

Обсуждаются результаты труда детей. Для этого дети собираются вместе, воспитатель эмоционально оценивает результаты общей работы: «каждый делал свое дело, а все вместе мы брали группу»; обращается внимание на красоту, чистоту, аккуратность, общую пользу (особенно при организации поручений и дежурств); обговаривается то, что можно сделать в следующий раз. Обязательно оцениваются проявленные детьми взаимопомощь, сотрудничество; оценивается индивидуальная работа детей (ответственное отношение к делу, настойчивость в работе, проявление внимания к другим детям, результата, помощь затрудняющимся детям).Подчеркиваются индивидуальные приращения ребенка - «раньше не мог сделать сам, а сегодня получилось».

В младших группах оценка может проходить в игровой форме, в зависимости от мотивировки труда, от лица игрушки. Гостя и т.п.

Содержание, объем, посильность заданий, задачи руководства трудом в обязательном порядке согласуется с воспитателем группы в детском саду; также необходимо проверить количество и исправность используемого оборудования и материалов.

Конспект, заверенный воспитателем детского сада, сдается на проверку и утверждение преподавателю за две недели до проведения на педпрактике.