Формирование культурно – гигиенических навыков

Режимные процессы Возраст детей
2 – 3 года 3 – 4 года 4 – 5 лет 5 – 6 лет 6 – 7 лет
Умывание Самостоятельно или с небольшой помощью взрослого моют руки, насухо вытирают полотенцем, пользуются индивидуальными предметами (носовым платком, полотенцем). Самостоятельно и аккуратно моют руки, лицо, правильно пользуются мылом, сухо вытираются после умывания, вешают полотенце на место; моют руки по мере загрязнения, перед едой, после пользования туалетом. Сформирована привычка быстро и правильно умываться, пользоваться только индивидуальным полотенцем.
Прием пищи Опрятно едят, тщательно жуют пищу, держат ложку в ведущей руке, пользуются салфеткой. Не выходят из-за стола, не окончив еды. Не мешают другим детям за столом. Правильно пользуются ложкой, вилкой, салфеткой. Не крошат хлеб, не проливают пищу, жуют пищу с закрытым ртом. Совершенствуются навыки аккуратной еды: пищу берут понемногу, хорошо прожевывают, едят бесшумно. Правильно пользуются ложкой, вилкой, полощут рот после еды. Правильно пользуются вилкой, ножом (намазывают масло), едят аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом. Выходя из-за стола, тихо задвигают стул, благодарят взрослых, дежурных. Закрепляются навыки культурного поведения за столом: сидят прямо, не кладут локти на стол, едят аккуратно, бесшумно, правильно пользуются ножом, вилкой, салфеткой.
Одевание и раздевание Одеваются и раздеваются по порядку; при небольшой помощи взрослого снимают одежду, обувь (расстегивают крупные пуговицы, развязывают шнурки). В определенном порядке аккуратно складывают снятую одежду, правильно надевают одежду и обувь (застегивают большие пуговицы спереди). В процессе одевания и раздевания не мешают другим детям. Замечают неопрятность в одежде, с помощью взрослого приводят себя в порядок. Совершенствуется умение самостоятельно одеваться и раздеваться. Аккуратно складывают и вешают одежду, с помощью взрослого приводят ее в порядок – чистят, просушивают. Развивается стремление быть всегда аккуратным, опрятным, следить за своим внешним видом. Закрепляется умение самостоятель-но одеваться и раздеваться, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, хаживать за ней – мыть, протирать, чистить. Замечают и самостоятельно устраняют непорядок в своем внешнем виде, вежливо говорят сверстнику о неполадках в его костюме, обуви, помогают устранить их, бережно относятся к одежде, обуви. Быстро одеваются и раздеваются, вешают одежду в определенном порядке и месте, следят за чистотой одежды, обуви. Формируется потребность следить за своим внешним видом.

 

На основании анализа задач воспитания культурно – гигиенических навыков по «Программе воспитания и обучения в детском саду», диагностических данных определяются основные задачи работы с детьми базовой группы. Уточняется длительность режимных моментов в базовой группе в первую и вторую половину дня.