Законность и правопорядок

 

1. понятие и содержание законности

2. требования и основные принципы законности

3. законность и законодательство

4. гарантия законности

5. понятие правонарушения

6. правопорядок и общественный порядок.

 

1.Структурный элемент законности в науке теории права относятся:

1) цель законности – это достижение строгого и неукоснительного соблюдения всеми участниками отношений правовых норм

2) взгляды и принципы законности – содержаться в мировоззренческих основаниях законности

3) Система взглядов, приемов и условий законности – с их помощью происходит осуществление идей и начал законности

4) мотивировочная деятельность человека – связывает элементы законности, которые определяют ее социальную основу

5) юридическая основа законности – право и правомерное поведение участников отношений.

С учетом структурных элементов законности можно выделить следующие основные свойства законности:

1) ее зависимость от социально-нравственных и государственно-правовых процессов

2) общеобязательность требований законности для всех субъектов правоотношений

3) объективность – следствие 1 и 2 черт законности

Можно сделать вывод: законность – определенный режим функционирования социальных связей, характеризующийся строгим, точным и неукоснительным соблюдением всеми участниками правоотношений требований правовых норм. Законность обеспечивает перевод желаемого, зафиксированного в нормах права порядка и общественных отношений в фактический порядок, тем самым создавая необходимые условия для нормального функционирования общества, обеспечение порядка, организации и дисциплины.

 

2. 1) воплощение идей господства права в жизни общества и государства. Эту идею выдвигал еще Аристотель, считая, что в демократическом обществе закон должен иметь власть над всеми. В режиме законности у права основная роль в регулировании общественных отношений. Законность требует, чтобы содержание закона, подзаконных нормативных актов всегда соответствует идее права и правовой природе вещей.

2) верховенство закона. Закон – это акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающие волю народа и интересы гражданского общества, поэтому законность связана с господством законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону – его нарушение. Верховенство закона проявляется не только в сфере содержания, но и форм. Это означает, что НПА должны приниматься в строго установленном законом порядке и форме

3) равенство всех перед законом. У всех граждан должны быть равные обязанности соблюдать правовые предписания, все должны обладать равными правами и не иметь преимущества.

4) обеспечение неукоснительной реализации прав и свобод. Данное требование обращено к компетенции органов государства. Суть его в том, что мало предоставить гражданские права, важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, а также систему организационных и юридических мер, гарантирующих их защиту

5) последовательная борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любое отступление от требований закона вскрывалось, последствия устранялись, а виновные привлекались к юридической ответственности.

6) недопустимость произвола в деятельности должностных лиц. Должностные лица, принимая властные решения, должны руководствоваться не личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями и учитывая при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали.

В монографиях и учебной литературе приведено различное количество принципов законности, но наиболее полно и адекватно отражают смысл, содержание и роль законности следующие принципы:

1) верховенство закона

2) единство законности

3) всеобщность законности

4) гарантия основных прав и свобод граждан

5) неотвратимость наказания за совершение правонарушения

6) взаимосвязь законности и культурности

 

3.Законность и законодательство. Важное теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими явления существует неразрывная органическая связь, однако близость данных явлений не означает из тождества. Будучи основанием законности, законодательство во многом определяет ее характер. В частности, детально разработанная система римского права, его кодифицированная предопределенность и высокий уровень законности в сфере имущественных отношений в Риме. Однако указанная роль законодательства предполагает и специфические требования к нему. Прежде всего законодательство только тогда может быть основанием законности, когда оно является подлинно-правовым, когда в нем находят отражение идеи добра и зла, гуманизма, справедливости, закрепление прав человека. Для обеспечения необходимого уровня законности, законодательство должно отвечать не только деликтным требованиям, но и быть совершенным. При его формировании нужно использовать современные юридические инструменты, должно иметь … и основания на современных принципах. Законодательство само по себе не обеспечивает законность. Нужен механизм его реализации и охраны. Законность должна быть обеспечена надлежащей системой гарантий.

 

4.Гарантии законности – это объективные условия и субъективные факторы, которые обеспечивают режим законности. Среди гарантий нужно четко различать общие условия и специальные средства. Общие условия – это объективные условия общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование:

1) экономические – это создает экономическое развитие общества и организованную систему хозяйствования. Условиями, обеспечивающие законность, выступают такие факторы, как степень организации, постоянный рост производительности труда, устойчивость денежной системы и т.д.

2) политические условия. Основным политическим условием стабильности и законности является сильная государственная власть. Сила госвласти определяется как устойчивая, пользующаяся поддержкой общества власть, способная обеспечивать реализацию принятых правовых предписаний.

3) идеологические условия. Состояние законности во многом определяется уровнем политической, правовой и общей культуры населения. Законность предполагает такой уровень правовой культуры, когда уважение к праву является личным убеждением гражданина.

4) социальные условия. Законопослушные граждане, их отношение к закону во многом зависит от положения, сложившегося в социальной сфере. Падение жизненного уровня, рост безработицы, стоимости жизни самым непосредственным образом отображается на законности.

5) правовые условия. Действующее законодательство должно быть достаточно полным, стабильным, обеспеченно высоким уровнем законодательной техники, а также механизмом реализации и охраны.

Специальные средства обеспечения законности – это юридические и организационные средства, исключительно предназначенные для обеспечения законности. Специальные средства подразделяются на юридические и организационные.

Юридические средства – это совокупность закрепленных в законодательстве гарантий, направленных на обеспечение законности, а также на беспрепятственное осуществление и защиту прав и свобод. Среди юридических гарантий (средств) можно выделить следующие:

1) средства выявления правонарушений. К ним относятся деятельность прокуратуры, органов предварительного расследования, конституционного суда и т.д. Эти гарантии связаны с работой компетентных госорганов и направлены на обнаружение правонарушений с целью их пресечения и устранения их последствий

2) средства пресечения правонарушений. К ним относятся средства, направленные на недопущение правонарушений, нарушение прав и свобод граждан. К ним относятся задержание, обыск, выемка, подписку4 о невыезде и другие меры пресечения, а также отмену незаконных актов

3) средства защиты и восстановления нарушенных прав. Таковыми являются принудительное взыскание средств на содержание ребенка и принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения

4) юридическая ответственность

5) правосудие – деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления законности

Организационные средства.

Под организационными гарантиями понимаются различные мероприятия, обеспечивающие укрепление законности и защиту прав граждан. Сюда относятся кадровые и организационные меры по созданию условий для нормальной работы юрисдикционных органов и образованных на их структуре специальных подразделений.

 

5.Понятие правопорядка широко используется в действующем законодательстве. Охрана правопорядка – важнейшая функция любого государства. Правопорядок – это основанная на праве и законности организация общества, жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений на определенном этапе развития общества.

Особенности правопорядка:

1) правопорядок – это состояние упорядоченности и организованности общественной жизни

2) правопорядок – это порядок, предусмотренный нормами права

3) правопорядок возникает в результате фактической реализации правовых норм и является итогом правового регулирования

4) правопорядок обеспечивается государством

Принципы правопорядка:

1) определенность. Правопорядок базируется на определенных правовых предписаниях, реализация которых обеспечивает определенность общественных отношений

2) системность. Правопорядок – система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей в обществе форме собственности, системе экономических отношений и обеспеченная единой силой госвласти

3) устойчивость. Возникает на основе норм права и обеспечивается государством. Правопорядок достаточно стабилен и устойчив. Попытки дестабилизации правопорядка должны пресекаться правоохранительными органами

4) организованность. Правопорядок возникает не стихийно, а в силу организационной деятельности государств и его органов

 

6.Правопорядок и общественный порядок.

Правопорядок выступает важнейшей частью более широкого социального явления – общественного порядка, который как и правопорядок характеризуется организованностью и упорядоченностью общественных отношений, однако в отличии от правопорядка, общественный порядок базируется под воздействием не только права, но и иных социальных норм, следовательно общественный порядок означает такое состояние урегулированных общественных отношений, при котором они соответствуют требованиям всех социальных норм. Общественный порядок обеспечивается преимущественно силой общественного воздействия, но это совсем не означает, что его состояние безразлично для государства. Невозможно регламентировать правопорядок не оказывая влияния на общественный порядок, который нередко поддерживается силой государственного принуждения. Так ст.339 УК предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка. ТАКИМ ОБРАЗОМ, общественный порядок, правопорядок и законность – это цель и результат правового регулирования, важнейшие юридические и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь.