ЗАПРЕТ, ТОРМОЖЕНИЕ «В ЛОБ»
Волевое управление «в лоб», выражаемое обычно приказами «нельзя!», «не делай !» - метод традиционной педагогики. Это малоэффективно и практически не используется в PR. Длительное управление личностью в таком режиме ведет к конфликту между «хочу» и «нельзя», к так называемой «сшибке нервных процессов» (термин И.П. Павлова) и неврозам...
ПРИМЕР 13. В лаборатории И.П. Павлова сотрудница И. Шангер- , Крестовникова сходным образом легко получала так называемый «экспериментальный невроз» у собак. Вначале у собаки вырабатывался положительный рефлекс на изображение окружности и отрицательный -на изображение эллипса. После закрепления рефлексов, круг начинали постепенно поворачивать так, что он в поле зрения собаки постепенно превращался в эллипс... Собака начинала беспокоиться, а затем срывалась в истерику.
Несмотря на, казалось бы, весьма далекую аналогию -психофизиологические эксперименты на животных и PR - запомним принцип получения «экспериментального невроза»: неожиданная сшибка двух нервных процессов по одному поводу. Как показывает практика - это один из типовых способов получения эмоции у Клиентов.
Академик П-В. Симонов предлагает «формулу» эмоции: неудовлетворенная потребность (со знаком «минус»), умноженная на разность информации:
ЭМОЦИЯ=-ПОТРЕБНОСТЬ х (И1-И2),
где И 1, И2 - соответственно информация ДО и ПОСЛЕ наступления некого важного для человека события. Если человек получит «после» больше, чем ожидал - он, скорее всего, испытает положительные эмоции; меньше-отрицательные...
ПЕРЕВЕНИЕ НУЖНЫХ ДЕЙСТВИЙ В АВТОМАТИЗМ
Название этого механизма описывает важную закономерность педагогики, коммуникаций и рекламы.
Заметим: в любой ответственной и устойчиво работающей социальной системе - от «армейской педагогики» до отправления религиозных культов -используются «полезные автоматизмы». При входе в храм (любой религии) человек обязан совершить некоторые обязательные действия, повстречавшиеся друг другу военные должны непременно отдать честь. А в военной академии Вест-Поинт (США) первокурсники могут перемещаться лишь легким бегом, и если в пустом коридоре им встречается ниша в стене, они, согласно Уставу - на бегу ! - «должны ее обозначить»... Зачем ?
А для переведения нужных командованию действий в автоматизм. Очевидно, что бегающий курсант психологически принижен и вырабатывает «полезный автоматизм» для армейской службы - умение искать укрытия и подчиняться не рассуждая...