Реализация антимонопольной политики в странах СНГ

В странах СНГ антимонопольные законы были приняты в начале периода рыночных преобразований и после распада СССР в 1991—1993 гг. Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии мо­нополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной и конкурент­ной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. С этого момента антимонопольная политика в Республи­ке Беларусь была направлена на устранение сложившейся в экономике страны монопольной структуры производства, на формирование кон­курентных отношений в сфере производства и обращения товаров пу­тем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также учета антимонополь­ных требований в ходе приватизации, на ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различных объединений, и др. Одним из главных направлений национальной конкурентной политики стало обеспечение условий свободного доступа новых хозяйствующих субъек­тов и фирм на рынки республики. Контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений осуществляет департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.

В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистичес­кой деятельности и развитии конкуренции» введен в действие с 1993 г Основные положения этого закона дублировали положения аналогич­ного закона Российской Федерации. В структуре министерства эконо­мики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2001 г в стране создано Государственное агентство по антимонопольной поли­тике и поддержке предпринимательства; в 2000 г. принят закон «О кон­куренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены основные задачи государственной кон­курентной политики.

Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении не­добросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г. и определял правовые основы ограничения и пре­дупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкурен­ции в предпринимательской деятельности и осуществления государст­венного контроля за соблюдением норм антимонопольного законода­тельства.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного зако­нодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществ­ляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. В 2000—2001 гг. были приняты четыре закона, касающих­ся ограничения монополизма, в том числе закон «О защите экономи­ческой конкуренции», разработка которого осуществлялась под эгидой ЮНКТАД.

Аналогичные законы были приняты во всех государствах на пост­советском пространстве. Опыт реализация антимонопольной поли­тики в странах ближнего зарубежья позволяет сделать некоторые вы­воды.

1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с про­ведением радикальной экономической реформы.

2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существу­ющих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сфе­ры монополистической деятельности.

3. Антимонопольная политика проводилась в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, пред­полагавшей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных свя­зей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих кон­курентные отношения, гармонизацией отечественного законодательно­го поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.

В целях совершенствования правовых и организационных основ со­трудничества государств СНГ по проведению согласованной антимоно­польной политики и развитию конкуренции на основе Договора о про­ведении согласованной антимонопольной политики государствами — участниками Содружества Независимых Государств 23 декабря 1993 г. создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).

Межгосударственный совет — самостоятельный координирующий орган, выполняющий функции планирования, организации и контро­ля за деятельностью антимонопольных органов стран—участниц Дого­вора по созданию правовых основ предупреждения, ограничения, пре­сечения монополистической деятельности и недобросовестной конку­ренции

В соответствии с решениями, принимаемыми Советом, регулярно проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ с целью его гармонизации.

Деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной по­литике направлена на более активную разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции и достижение согласо­ванных методологических подходов к различным аспектам конкурент­ного регулирования.

Дальнейшая координация действий государств—участников СНГ должна быть направлена на выработку комплекса методических реко­мендаций, обеспечивающих более эффективное проведение политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистичес­кой деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за про­цессами экономической концентрации.


Рост количества слияний и поглощений, наблюдаемый в последние годы в мировой экономике, активная деятельность компаний в направ­лении выработки единой согласованной и координированной полити­ки на рынке с целью повышения конкурентоспособности и достиже­ния конкурентных преимуществ ставит перед антимонопольными орга­нами государств—участников МСАП вопрос о выработке совместной политики в области контроля и наблюдения за процессами концентра­ции. Наиболее актуальным этот вопрос становится в условиях набира­ющей силу межстрановой и межрегиональной интеграции хозяйствую­щих субъектов, активизации процессов формирования вертикальных бизнес-групп.