Реализация антимонопольной политики в странах СНГ
В странах СНГ антимонопольные законы были приняты в начале периода рыночных преобразований и после распада СССР в 1991—1993 гг. Так, например, в Республике Беларусь закон «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» вступил в силу в 1993 г. Проведение последовательной антимонопольной и конкурентной политики стало одной из постоянных функций государственного управления. С этого момента антимонопольная политика в Республике Беларусь была направлена на устранение сложившейся в экономике страны монопольной структуры производства, на формирование конкурентных отношений в сфере производства и обращения товаров путем ограничения, пресечения и предупреждения монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, а также учета антимонопольных требований в ходе приватизации, на ликвидацию монополизма, связанного с деятельностью различных объединений, и др. Одним из главных направлений национальной конкурентной политики стало обеспечение условий свободного доступа новых хозяйствующих субъектов и фирм на рынки республики. Контроль за мерами по ограничению и устранению монополизма и его проявлений осуществляет департамент по антимонопольной и ценовой политике Министерства экономики Республики Беларусь.
В Республике Таджикистан закон «Об ограничении монополистической деятельности и развитии конкуренции» введен в действие с 1993 г Основные положения этого закона дублировали положения аналогичного закона Российской Федерации. В структуре министерства экономики были созданы подразделения, курирующие проведение в стране рыночных преобразований и развитие конкурентных отношений. В 2001 г в стране создано Государственное агентство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; в 2000 г. принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором определены основные задачи государственной конкурентной политики.
Закон Украины «Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности» был принят в 1992 г. и определял правовые основы ограничения и предупреждения монополизма, недопущения недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности и осуществления государственного контроля за соблюдением норм антимонопольного законодательства.
Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, защиты интересов предпринимателей от злоупотребления монопольным положением и недобросовестной конкуренции осуществляется Антимонопольным комитетом Украины в соответствии с его компетенцией. В 2000—2001 гг. были приняты четыре закона, касающихся ограничения монополизма, в том числе закон «О защите экономической конкуренции», разработка которого осуществлялась под эгидой ЮНКТАД.
Аналогичные законы были приняты во всех государствах на постсоветском пространстве. Опыт реализация антимонопольной политики в странах ближнего зарубежья позволяет сделать некоторые выводы.
1. Разработка и реализация антимонопольной политики, принятие соответствующего законодательства осуществлялись параллельно с проведением радикальной экономической реформы.
2. Антимонопольная политика наряду с мерами, направленными на недопущение образования новых монополий и ликвидацию существующих, реализует комплекс мер, ориентированных на ограничение сферы монополистической деятельности.
3. Антимонопольная политика проводилась в два этапа. На первом этапе основное внимание уделялось политике демонополизации, предполагавшей преодоление всеобщей монополизации хозяйственных связей. Второй этап связан с конкретизацией законов, регулирующих конкурентные отношения, гармонизацией отечественного законодательного поля с общеевропейским, преодолением структурных диспропорций в народном хозяйстве и разработкой комплекса мер, направленных на поддержание конкуренции.
В целях совершенствования правовых и организационных основ сотрудничества государств СНГ по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции на основе Договора о проведении согласованной антимонопольной политики государствами — участниками Содружества Независимых Государств 23 декабря 1993 г. создан Межгосударственный совет по антимонопольной политике (МСАП).
Межгосударственный совет — самостоятельный координирующий орган, выполняющий функции планирования, организации и контроля за деятельностью антимонопольных органов стран—участниц Договора по созданию правовых основ предупреждения, ограничения, пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
В соответствии с решениями, принимаемыми Советом, регулярно проводится сравнительный анализ антимонопольного законодательства стран СНГ с целью его гармонизации.
Деятельность Межгосударственного совета по антимонопольной политике направлена на более активную разработку новых нормативно-регулятивных механизмов в сфере конкуренции и достижение согласованных методологических подходов к различным аспектам конкурентного регулирования.
Дальнейшая координация действий государств—участников СНГ должна быть направлена на выработку комплекса методических рекомендаций, обеспечивающих более эффективное проведение политики в области предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности, недобросовестной конкуренции и контроля за процессами экономической концентрации.
Рост количества слияний и поглощений, наблюдаемый в последние годы в мировой экономике, активная деятельность компаний в направлении выработки единой согласованной и координированной политики на рынке с целью повышения конкурентоспособности и достижения конкурентных преимуществ ставит перед антимонопольными органами государств—участников МСАП вопрос о выработке совместной политики в области контроля и наблюдения за процессами концентрации. Наиболее актуальным этот вопрос становится в условиях набирающей силу межстрановой и межрегиональной интеграции хозяйствующих субъектов, активизации процессов формирования вертикальных бизнес-групп.