Антимонопольное законодательство в странах Азии
В 1947 г. американское правительство настояло на принятии в Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедливости торговли», подготовленного американскими экспертами по образцу законов Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии, что способствовало роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г. Японская хозяйственная система была перестроена после Второй мировой войны действиями властей США, осуществивших в этой стране глубокие институциональные реформы.
Закон обеспечил конкуренцию производителей, независимость их хозяйственного поведения, технический прогресс, защиту интересов потребителей. Он установил более жесткие, чем в США, правила слияния и объединения предприятий, сильно ограничивал участие банков в акционерном капитале компаний, полностью запретил «чистые» (т. е. не ведущие производственной деятельности) холдинги и ограничил совмещение директорских постов. Таким образом, была заложена конкурентная основа товарных рынков, которая обеспечила стране мощный экономический подъем уже в 1950—1960-х гг.
В японское антимонопольное законодательство вносились изменения в 1951, 1953 и 1977 гг., которые касались вопросов либерализации в отношении слияний, заключения международных договоров компаниями, имеющими доминирующее положение, соглашений. Был обозначен комплекс антитрестовских запретов, которые впоследствии применялись Комиссией по справедливым сделкам Японии при осуществлении экспортно-импортных операций.
Основными элементами японского антимонопольного законодательства являются запрещение картелей, олигополии и частных монополий, поведение которых ограничивает конкуренцию. Японский антимонопольный закон устанавливает критерии концентрации, предусматривает недопущение монополистической деятельности и необоснованного ограничения конкуренции.
В соответствии с законом монополия определяется как «чрезмерная концентрация экономической власти», а также неоправданное ограничение объемов производства, цен, технологий и другое путем соглашений между конкурентами. Таким образом, закон признает два источника власти поставщиков над рынком: концентрацию материальных ресурсов в крупнейших предприятиях и coгласованные действия конкурентов. Под конкуренцией понимается ситуация, когда двое и более предпринимателей поставляют одинаковые или сходные товары или услуги одним и тем же потребителям и клиентам или покупают одинаковые или сходные товары или услуги у одного и того же поставщика. Таким образом, японский закон рассматривает конкуренцию в двух аспектах: как отношения между поставщиками однородной продукции конечным потребителям (по горизонтали) и как отношения смежников (по вертикали).
Значительное внимание закон уделяет недобросовестной коммерческой практике. Различаются три основные категории недобросовестной деловой практики:
• поведение, которое может ограничить конкуренцию, отказ от ведения дел, дискриминационное ценообразование, демпинг, поддержка перепродажных цен,
• конкуренция, которая сама по себе не может рассматриваться как справедливая, привлечение клиентов обманными методами, навязывание условий договоров, обещания дополнительных выплат,
• поведение крупных фирм, которые выдвигают клиентам необоснованные требования, пользуясь своим доминирующим положением.
Комиссия по справедливым сделкам Японии рассматривает монополистические ситуации только по таким видам товаров и услуг, годовой объем продаж которых на внутреннем рынке составляет не менее 50 млрд иен (около 40 млн. дол ) Этим ограничением отсекаются мелкие товарные рынки местного значения, что вполне оправданно в условиях развитой экономики, где при легкости создания мелких фирм небольшие рынки практически никогда не бывают монополизированы.
Для определения монополистической ситуации применяется критерий доли рынка. Закон признает доминирующим такое положение на рынке, при котором доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух крупнейших превышает 75%. На практике Комиссия постоянно ведет мониторинг рынков по 485 товарным группам, рассчитывая и ежегодно публикуя индексы концентрации производства у одного, трех и пяти крупнейших производителей.
В последнее время был принят ряд положений, направленных на ужесточение контроля за сделками слияний, приводящих к росту рыночной концентрации.
В Республике Корея антимонопольное регулирование осуществляется на основании закона «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле», принятою в 1980 г. До начала 1980-х гг. в экономической политике страны вопросам конкуренции уделялось незначительное место — основной упор делался на развитие промышленного сектора и крупных произволе] в. Такая политика привела к несбалансированному развитию, чрезмерной экономической концентрации капитала и власти в крупнейших финансово-промышленных группах («чеболях») и росту ограничительной деловой практики.
Принятый в 1980 г. закон «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» был призван обеспечить нормальное развитие конкуренции и рассматривался руководством страны как важнейший фактор эффективного развития рыночных отношений Закон создал новые «правила игры» на рынке на основе свободной и справедливой конкуренции посредством запрета основных видов антиконкурентных действий. Главными целями закона явились запрещение злоупотреблений доминирующим положением на рынке, недопущение создания монополизированных рыночных структур, устранение несправедливой торговой практики картелей и торговых ассоциаций. В последующие годы в закон об антимонопольном регулировании был внесен ряд изменений, направленных на усиление контролирующих органов и на расширение самого антимонопольною контроля.
Основными элементами корейского антимонопольного законодательства, направленного на создание и развитие свободной и справедливой Конкуренции, являются:
• запрещение злоупотребления доминирующим положением на Рынке, при этом доминирующим положением считается такое положение, когда компания контролирует более 50% рынка или когда суммарная доля трех или менее ведущих компаний на рынке составляет 75% и более;
• Недопущение чрезмерной экономической концентрации, пресечение картелей и антиконкурентной практики торговых ассоциаций;
• Контроль за недобросовестной торговой практикой, т. е. не допускается согласование цен, условии продаж, квот; запрещаются неоправданное ограничение условий торговли, недобросовестная Реклама и ущемление интересов потребителей.
В законе подчеркивается, что данная политика стимулирует рост деловой Активности, защищает права и интересы потребителей, поддерживает сбалансированное развитие национальной экономики.
В 1999 г. в закон «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» Кореи были внесены существенные изменения, направленные на повышение эффективности антимонопольного контроля. Действие антимонопольного законодательства было распространено на все виды предпринимательской деятельности без исключений. В целях содействия реструктуризации корпораций было разрешено формирование холдингов на определенных условиях. В части контроля экономической концентрации были ликвидированы существовавшие ранее положения, предусматривавшие разрешение слияний в целях промышленной рационализации и повышения международной конкурентоспособности.
Усилен контроль за картельной практикой. В новой редакции закон запрещает согласованные действия предприятий, если они приводят к несправедливому ограничению конкуренции (по сравнению с «существенным ограничением» ранее). В контроле за классическими картелями изменения, внесенные в законодательство, продемонстрировали переход с «правила разумности» на более жесткий подход — запретов.
Органом, ответственным за проведение антимонопольной политики в Корее, является Комиссия по справедливой торговле — KFTC, созданная в соответствии с законом «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» в 1981 г. как подразделение Совета по экономическому планированию.
В 1994 г. статус Комиссии был повышен — она была переведена на уровень министерства и стала независимым органом. В ее состав входят девять комиссионеров, включая председателя и заместителя председателя, назначаемых президентом страны по представлению премьер-министра. KFTC имеет секретариат и несколько региональных отделений. Комиссия осуществляет антимонопольный контроль по всем направлениям и публикует, как это предусмотрено законом, подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики.
В последние годы в связи с экономическими реформами, проходящими в Корее, значительное место в деятельности KFTC занимают вопросы, связанные с дерегулированием экономики.
Стремление субъектов предпринимательства к усилению своей экономической власти и приобретению таким образом стабильного доминирующего положения на рынке следует считать вполне естественным, поскольку воздействие конкуренции постоянно растет. Однако проблема концентрации экономической власти всегда находится в поле зрения KFTC, потому что управление такими крупными объединениями предприятий связано с возникновением многих негативных явлений, имеющих серьезные побочные эффекты.
Так, взаимные долговые гарантии и круговые инвестиции среди филиалов чеболей — главные инструменты, используемые для установления связей внутри группы с возможностью привлечения малого количества капитала. Использование таких рычагов подрывает действие механизма свободной конкуренции, уничтожает независимость отдельных фирм и в конечном счете снижает эффективность рыночной экономики. Кроме того, из-за сложной структуры долговых гарантий и покрытия обязательств неэффективность отдельных фирм может существенно ухудшить положение всей группы предприятий.
Согласно закону компании, входящие в крупные предпринимательские группы, подвергаются определенным ограничениям. Перечень крупных чеболей был включен в реестр.
С учетом того факта, что экономическая власть сосредоточилась в руках концернов, а уровень их менеджмента стал значительно отставать от требований рынка, появилась настоятельная необходимость законодательно противостоять усилению концентрации экономической власти крупных объединений и их главных владельцев.
Комиссия по справедливой торговле Южной Кореи (KFTC) считает, что кроме контроля за исполнением закона «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» важное место в ее деятельности по обеспечению равных условий конкуренции отводится и пресечению фактов недобросовестной конкурентной борьбы. Закон «О достоверной информации и рекламе» был принят в Корее в 1999 г. с целью защиты предприятий и потребителей от недобросовестной рекламы, способной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред конкурентам либо их достоинству или деловой репутации, а также с целью недопущения и ограничения фактов недобросовестной конкуренции.
Формирование рыночной экономики в Китае, развитие широких контактов с зарубежными странами в начале 1990-х гг. настоятельно требовали принятия законов, предотвращающих антиконкурентные проявления на отраслевых рынках и факты недобросовестной конкуренции. В 1980 г. Государственный совет Китая обнародовал политику «регулирования развития и защиты конкуренции», что явилось начальным этапом регулирования конкуренции в Китае. В 1993 г. в Китае появился первый официальный закон «О защите от недобросовестной конкуренции», который включает три основных направления: пресечение фактов недобросовестной конкуренции; регулирование действий монополии, приводящих к недобросовестной конкуренции; применение местных законов о конкуренции. Специфические нормы регулирования по противодействию недобросовестной конкуренции на местном уровне были приняты также в Пекине, Шанхае и Ухане.
Основные цели введения закона — обеспечение нормальных условий развития социалистической рыночной экономики, поощрение и защита честной и добросовестной конкуренции, охрана интересов хозяйствующих субъектов и потребителей.
Орган, осуществляющий регулирование конкурентных отношений в Китае, — Государственное торгово-промышленное административное управление КНР (ГТПАУ КНР) — находится в прямом подчинении Государственного совета КНР и является организацией экономического контроля, управления и административного исполнения, которая имеет свои подразделения в разных городах страны.
К недобросовестной конкуренции в рамках действующего законодательства относятся действия коммерческих предприятий, которые наносят ущерб правам и законным интересам других коммерческих предприятий и расстраивают социально-экономический порядок.
В систематизированном виде все формы недобросовестной конкурентной практики представлены в ст. 5 закона. На рынке не допускаются действия, которые приводят к недобросовестной конкуренции. К ним относятся:
1) подделка чужих зарегистрированных торговых знаков;
2) несанкционированное использование идентичных или сходных названий, упаковки и внешнего вида товаров, декоративных элементов, свойственных известным товарам, которые вводят в заблуждение потребителей и создают смешение в восприятии между собственными товарами и знаменитыми товарами других лиц с целью получения прибыли;
3) несанкционированное использование названий, фирменных наименований или фамилий других лиц на своих собственных товарах, вводящих в заблуждение потребителей;
4) введение в заблуждение потребителей относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара.
В отличие от европейского законодательства в законе «О защите от недобросовестной конкуренции» не выделяется категория монопольной власти или содержание доминирующего положения, отсутствуют нормы контроля за соглашениями и слияниями. Вместе с тем в законе отмечается недопустимость злоупотребления преимущественным (монопольным) положением в любых формах — навязывание условий договора, монопольные цены, ограничение доступа на рынок и другие ограничительные действия.
Отдельной нормой в законе прописаны антиконкурентные действия государственных органов, не допускающие злоупотребления административной властью, принуждения третьих лиц приобретать товары у коммерческих организаций с целью ограничения конкуренции. Административные органы не должны использовать административные полномочия для принуждения третьих лиц, кроме того, они не должны ограничивать доступ на местный рынок товаров из других регионов Китая или распространение местных товаров на рынках других частей страны.
Отличительной особенностью данного закона в сравнении с аналогичными законами о конкуренции является включение в него требований относительно коррупции. В ст. 8 отмечено, что хозяйствующие субъекты не имеют права давать коммерческую взятку (предлагать деньги, подарки или другие средства) для продажи или покупки товаров. Необходимо оформлять счета в бухгалтерских документах, которые позволяют получать скидки. Если сторона не оформляет бухгалтерские счета, то она признается виновной в активной коррупции.
К недобросовестным конкурентным действиям относится ложная и обманная реклама. Не допускается распространение недостоверных сведений (недобросовестной рекламы), вводящих в заблуждение потребителей относительно свойств товара, с целью получения конкурентных преимуществ. Важно отметить, что в Китае закон «О рекламе» вступил в силу в 1995 г.
В Законе «О защите от недобросовестной конкуренции» детальное регулирование предусмотрено в сфере защиты секретов производства. Нарушением секрета производства признаются следующие действия — получение секрета производства путем кражи коммерческой тайны и ее обнародование, использование или разглашение коммерческой информации без разрешения владельца Любое третье лицо, которое получает, использует или обнародует секрет производства другого лица и при этом со всей очевидностью знает о незаконных действиях, считается нарушителем секрета производства другого лица. Из вышеизложенного следует, что в Китае преследуются не только прямые, но и косвенные нарушители чужих секретов производства, которые могут спровоцировать недобросовестную конкурентную борьбу.
Особое внимание, как форме недобросовестной конкуренции, уделено демпингу. Демпингом признается реализация в любой форме продукции по ценам ниже себестоимости, за исключением следующих действий:
• сбыт свежих и живых товаров;
• сбыт товаров с истекшим сроком годности;
• сезонное снижение цен;
• сбыт товаров по ценам ниже себестоимости, чтобы погасить задолженность.
Неправомерной продажей считается реализация товаров с принудительным ассортиментом и так называемая связанная продажа. Кроме этого неправомерными продажами являются продажи с премиями и розыгрышами, если:
• в результате розыгрыша выигрыши получают члены своей компании, используются ложные приемы, заключающиеся в обманных зпверждениях о существовании премии;
• осуществляется продажа товаров низкого качества, но по высокой цене с предложением премий;
• осуществляется продажа в форме лотереи, когда цена самого высокого лота превышает 5000 юаней.
Из всех видов антиконкурентных соглашений или согласованных действий в законе КНР противозаконным считается только «вхождение в сговор и подача совместного заявления на торги».
В Китае в разных ситуациях нарушители закона о недобросовестной конкуренции несут гражданскую, административную и уголовную ответственность.
Административное наказание делится на три типа: административное наказание по ограничению и лишение прав; штрафы; административное наказание с последствием для репутации.
Способы административного наказания: конфискация незаконно полученной прибыли; штрафы; аннулирование патента.
Среди юридических последствий нарушения закона для хозяйствующих субъектов привлечение к уголовной ответственности является наиболее строгим и возможно только в народном суде КНР. Уголовная ответственность за нарушение закона о недобросовестной конкуренции может наступить в результате преступных действий.
В случаях, если недобросовестный хозяйствующий субъект несанкционированно пользуется товарными знаками или названиями товаров, неправомерно использует деловую репутацию, что ведет к затруднению идентификации предприятий и товаров конкурентов и способно причинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, конкурент может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с коммерческой организации. Штраф соответствует размеру прибыли в одно-трехкратном размере этого предприятия.
Конкурент может обращаться в суд с иском о взыскании штрафа с коммерческой организации. Штраф в размере от 1200 до 24 000 дол. предусмотрен в следующих случаях:
• передача через посредника материальных ценностей, имущественных или неимущественных благ (взятки) за недобросовестное выполнение обязательств или дезорганизацию производства с целью получения определенных преимуществ;
• распространение недостоверных сведений (недобросовестной рекламы), вводящих в заблуждение потребителей;
• кража коммерческой тайны, неправомерный сбор и использование информации, составляющей коммерческую тайну;
• ложные, незаконные розыгрыши;
• вхождение в сговор при торгах и подача совместных заявлений на торги;
• злоупотребления административных властей, влияющие на ограничение конкуренции.
Если компания злоупотребляет преимущественным монопольным положением на рынке, что приводит к ограничению конкуренции, сумма штрафов более высока и составляет 5000—200 000 дол.
Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» действует десять лет, и за это время Государственное торгово-промышленное административное управление КНР расследовало около 2 млн дел о недобросовестной конкуренции, взыскав штрафов на сумму 218 900 млн юаней. Типичные случаи были опубликованы китайскими средствами массовой информации для осведомления населения о законе по противодействию недобросовестной конкуренции. Из существующих одиннадцати видов недобросовестной конкуренции наибольшее количество дел рассматривается по четырем видам:
• подделка товаров;
• ложная информация;
• монополистические действия компаний на рынке;
• взятка (коррупция) [16].
Количество рассмотренных ГПТАУ Китая дел по основным видам недобросовестной конкуренции за 2000—2003 гг. представлено в таблице.
В настоящее время проект нового закона «О конкуренции в КНР» разработан в соответствии с типовым законом о конкуренции и представлен на рассмотрение в Государственный совет КНР.
Закон направлен против антиконкурентного поведения частных компаний на рынках и не затрагивает отрасли экономики, которые контролируются или регулируются правительством. Тем не менее принятие антиконкурентного закона — это большой шаг вперед, который будет способствовать формированию «свободного рынка», а не контролируемой или регулируемой экономики, как это было ранее.
В качестве краткосрочных целей конкурентной политики, активно реализующей методы государственного наблюдения и контроля за антиконкурентными действиями компаний на рынке на протяжении 2000-2010 гг., можно выделить:
• совершенствование законов и норм регулирования по противодействию ненадлежащей конкуренции, соглашениям и недобросовестной торговле;
• разработку и введение в действие законов и норм регулирования по предотвращению монополий;
• создание и обнародование соответствующих норм регулирования по демпингу, компенсациям и мерам защиты;
• жесткий надзор и контроль за незаконной деятельностью по продаже и производству фальшивых товаров и товаров низкого качества;
• принятие строгих мер против мошенничества и монопольного ценообразования;
• защиту законных прав и интересов производителей и потребителей.