Антимонопольное законодательство в странах Азии

В 1947 г. американское правительство настояло на принятии в Японии закона «О запрещении частных монополий и обеспечении справедли­вости торговли», подготовленного американскими экспертами по образ­цу законов Шермана, Клейтона и о Федеральной торговой комиссии, что способствовало роспуску конгломератов «дзайбацу», занимавших господствующее положение в экономике страны до 1945 г. Японская хо­зяйственная система была перестроена после Второй мировой войны действиями властей США, осуществивших в этой стране глубокие ин­ституциональные реформы.

Закон обеспечил конкуренцию производителей, независимость их хозяйственного поведения, технический прогресс, защиту интересов потребителей. Он установил более жесткие, чем в США, правила слия­ния и объединения предприятий, сильно ограничивал участие банков в акционерном капитале компаний, полностью запретил «чистые» (т. е. не ведущие производственной деятельности) холдинги и ограничил со­вмещение директорских постов. Таким образом, была заложена конку­рентная основа товарных рынков, которая обеспечила стране мощный экономический подъем уже в 1950—1960-х гг.

В японское антимонопольное законодательство вносились измене­ния в 1951, 1953 и 1977 гг., которые касались вопросов либерализации в отношении слияний, заключения международных договоров компа­ниями, имеющими доминирующее положение, соглашений. Был обо­значен комплекс антитрестовских запретов, которые впоследствии при­менялись Комиссией по справедливым сделкам Японии при осуществ­лении экспортно-импортных операций.

Основными элементами японского антимонопольного законодатель­ства являются запрещение картелей, олигополии и частных монополий, поведение которых ограничивает конкуренцию. Японский антимоно­польный закон устанавливает критерии концентрации, предусматривает недопущение монополистической деятельности и необоснованного ог­раничения конкуренции.

В соответствии с законом монополия определяется как «чрезмерная концентрация экономической власти», а также неоправданное ограниче­ние объемов производства, цен, технологий и другое путем соглашений между конкурентами. Таким образом, закон признает два источника вла­сти поставщиков над рынком: концентрацию материальных ресурсов в крупнейших предприятиях и coгласованные действия конкурентов. Под конкуренцией понимается ситуация, когда двое и более предпринима­телей поставляют одинаковые или сходные товары или услуги одним и тем же потребителям и клиентам или покупают одинаковые или сходные товары или услуги у одного и того же поставщика. Таким образом, япон­ский закон рассматривает конкуренцию в двух аспектах: как отношения между поставщиками однородной продукции конечным потребителям (по горизонтали) и как отношения смежников (по вертикали).

Значительное внимание закон уделяет недобросовестной коммерчес­кой практике. Различаются три основные категории недобросовестной деловой практики:

• поведение, которое может ограничить конкуренцию, отказ от ве­дения дел, дискриминационное ценообразование, демпинг, под­держка перепродажных цен,

• конкуренция, которая сама по себе не может рассматриваться как справедливая, привлечение клиентов обманными методами, на­вязывание условий договоров, обещания дополнительных выплат,

• поведение крупных фирм, которые выдвигают клиентам необос­нованные требования, пользуясь своим доминирующим положе­нием.

Комиссия по справедливым сделкам Японии рассматривает моно­полистические ситуации только по таким видам товаров и услуг, годо­вой объем продаж которых на внутреннем рынке составляет не менее 50 млрд иен (около 40 млн. дол ) Этим ограничением отсекаются мел­кие товарные рынки местного значения, что вполне оправданно в ус­ловиях развитой экономики, где при легкости создания мелких фирм небольшие рынки практически никогда не бывают монополизированы.

Для определения монополистической ситуации применяется крите­рий доли рынка. Закон признает доминирующим такое положение на рынке, при котором доля одного крупнейшего поставщика превышает 50% либо доля двух крупнейших превышает 75%. На практике Комис­сия постоянно ведет мониторинг рынков по 485 товарным группам, рас­считывая и ежегодно публикуя индексы концентрации производства у одного, трех и пяти крупнейших производителей.

В последнее время был принят ряд положений, направленных на ужесточение контроля за сделками слияний, приводящих к росту ры­ночной концентрации.

В Республике Корея антимонопольное регулирование осуществляется на основании закона «Об антимонопольном регулировании и справед­ливой торговле», принятою в 1980 г. До начала 1980-х гг. в экономичес­кой политике страны вопросам конкуренции уделялось незначительное место — основной упор делался на развитие промышленного сектора и крупных произволе] в. Такая политика привела к несбалансированному раз­витию, чрезмерной экономической концентрации капитала и власти в крупнейших финансово-промышленных группах («чеболях») и росту ог­раничительной деловой практики.

Принятый в 1980 г. закон «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» был призван обеспечить нормальное развитие конкуренции и рассматривался руководством страны как важнейший фактор эффективного развития рыночных отношений Закон создал новые «правила игры» на рынке на основе свободной и справедливой конкуренции посредством запрета основных видов антиконкурентных действий. Главными целями закона явились запрещение злоупотреблений доминирующим положением на рынке, недопущение создания монополизированных рыночных структур, устранение несправедливой торговой практики картелей и торговых ассоциаций. В последующие годы в закон об антимонопольном регулировании был внесен ряд из­менений, направленных на усиление контролирующих органов и на рас­ширение самого антимонопольною контроля.

Основными элементами корейского антимонопольного законода­тельства, направленного на создание и развитие свободной и справед­ливой Конкуренции, являются:

• запрещение злоупотребления доминирующим положением на Рынке, при этом доминирующим положением считается такое по­ложение, когда компания контролирует более 50% рынка или когда суммарная доля трех или менее ведущих компаний на рынке составляет 75% и более;

• Недопущение чрезмерной экономической концентрации, пресе­чение картелей и антиконкурентной практики торговых ассоци­аций;

• Контроль за недобросовестной торговой практикой, т. е. не допус­кается согласование цен, условии продаж, квот; запрещаются нео­правданное ограничение условий торговли, недобросовестная Реклама и ущемление интересов потребителей.

В законе подчеркивается, что данная политика стимулирует рост де­ловой Активности, защищает права и интересы потребителей, поддер­живает сбалансированное развитие национальной экономики.

В 1999 г. в закон «Об антимонопольном регулировании и справед­ливой торговле» Кореи были внесены существенные изменения, на­правленные на повышение эффективности антимонопольного контро­ля. Действие антимонопольного законодательства было распростране­но на все виды предпринимательской деятельности без исключений. В целях содействия реструктуризации корпораций было разрешено фор­мирование холдингов на определенных условиях. В части контроля эко­номической концентрации были ликвидированы существовавшие ранее положения, предусматривавшие разрешение слияний в целях промышлен­ной рационализации и повышения международной конкурентоспособ­ности.

Усилен контроль за картельной практикой. В новой редакции закон запрещает согласованные действия предприятий, если они приводят к несправедливому ограничению конкуренции (по сравнению с «существен­ным ограничением» ранее). В контроле за классическими картелями изменения, внесенные в законодательство, продемонстрировали пере­ход с «правила разумности» на более жесткий подход — запретов.

Органом, ответственным за проведение антимонопольной полити­ки в Корее, является Комиссия по справедливой торговле — KFTC, со­зданная в соответствии с законом «Об антимонопольном регулирова­нии и справедливой торговле» в 1981 г. как подразделение Совета по эко­номическому планированию.

В 1994 г. статус Комиссии был повышен — она была переведена на уро­вень министерства и стала независимым органом. В ее состав входят де­вять комиссионеров, включая председателя и заместителя председателя, назначаемых президентом страны по представлению премьер-министра. KFTC имеет секретариат и несколько региональных отделений. Комис­сия осуществляет антимонопольный контроль по всем направлениям и публикует, как это предусмотрено законом, подробные методологические документы по основным аспектам конкурентной политики.

В последние годы в связи с экономическими реформами, проходя­щими в Корее, значительное место в деятельности KFTC занимают воп­росы, связанные с дерегулированием экономики.

Стремление субъектов предпринимательства к усилению своей эко­номической власти и приобретению таким образом стабильного доми­нирующего положения на рынке следует считать вполне естественным, поскольку воздействие конкуренции постоянно растет. Однако пробле­ма концентрации экономической власти всегда находится в поле зре­ния KFTC, потому что управление такими крупными объединениями предприятий связано с возникновением многих негативных явлений, имеющих серьезные побочные эффекты.

Так, взаимные долговые гарантии и круговые инвестиции среди фи­лиалов чеболей — главные инструменты, используемые для установле­ния связей внутри группы с возможностью привлечения малого коли­чества капитала. Использование таких рычагов подрывает действие ме­ханизма свободной конкуренции, уничтожает независимость отдельных фирм и в конечном счете снижает эффективность рыночной экономи­ки. Кроме того, из-за сложной структуры долговых гарантий и покры­тия обязательств неэффективность отдельных фирм может существен­но ухудшить положение всей группы предприятий.

Согласно закону компании, входящие в крупные предприниматель­ские группы, подвергаются определенным ограничениям. Перечень крупных чеболей был включен в реестр.

С учетом того факта, что экономическая власть сосредоточилась в руках концернов, а уровень их менеджмента стал значительно отста­вать от требований рынка, появилась настоятельная необходимость за­конодательно противостоять усилению концентрации экономической власти крупных объединений и их главных владельцев.

Комиссия по справедливой торговле Южной Кореи (KFTC) счита­ет, что кроме контроля за исполнением закона «Об антимонопольном регулировании и справедливой торговле» важное место в ее деятельно­сти по обеспечению равных условий конкуренции отводится и пресе­чению фактов недобросовестной конкурентной борьбы. Закон «О до­стоверной информации и рекламе» был принят в Корее в 1999 г. с целью защиты предприятий и потребителей от недобросовестной рекламы, спо­собной ввести потребителей рекламы в заблуждение или нанести вред конкурентам либо их достоинству или деловой репутации, а также с це­лью недопущения и ограничения фактов недобросовестной конкуренции.

Формирование рыночной экономики в Китае, развитие широких контактов с зарубежными странами в начале 1990-х гг. настоятельно тре­бовали принятия законов, предотвращающих антиконкурентные про­явления на отраслевых рынках и факты недобросовестной конкуренции. В 1980 г. Государственный совет Китая обнародовал политику «регули­рования развития и защиты конкуренции», что явилось начальным эта­пом регулирования конкуренции в Китае. В 1993 г. в Китае появился первый официальный закон «О защите от недобросовестной конкурен­ции», который включает три основных направления: пресечение фак­тов недобросовестной конкуренции; регулирование действий монополии, приводящих к недобросовестной конкуренции; применение местных за­конов о конкуренции. Специфические нормы регулирования по про­тиводействию недобросовестной конкуренции на местном уровне были приняты также в Пекине, Шанхае и Ухане.

Основные цели введения закона — обеспечение нормальных усло­вий развития социалистической рыночной экономики, поощрение и за­щита честной и добросовестной конкуренции, охрана интересов хозяй­ствующих субъектов и потребителей.

Орган, осуществляющий регулирование конкурентных отношений в Китае, — Государственное торгово-промышленное административное управление КНР (ГТПАУ КНР) — находится в прямом подчинении Го­сударственного совета КНР и является организацией экономического контроля, управления и административного исполнения, которая име­ет свои подразделения в разных городах страны.

К недобросовестной конкуренции в рамках действующего законо­дательства относятся действия коммерческих предприятий, которые наносят ущерб правам и законным интересам других коммерческих предприятий и расстраивают социально-экономический порядок.

В систематизированном виде все формы недобросовестной конку­рентной практики представлены в ст. 5 закона. На рынке не допуска­ются действия, которые приводят к недобросовестной конкуренции. К ним относятся:

1) подделка чужих зарегистрированных торговых знаков;

2) несанкционированное использование идентичных или сходных названий, упаковки и внешнего вида товаров, декоративных элемен­тов, свойственных известным товарам, которые вводят в заблуждение потребителей и создают смешение в восприятии между собственны­ми товарами и знаменитыми товарами других лиц с целью получения прибыли;

3) несанкционированное использование названий, фирменных наи­менований или фамилий других лиц на своих собственных товарах, вво­дящих в заблуждение потребителей;

4) введение в заблуждение потребителей относительно характера, спо­соба и места изготовления, потребительских свойств и качеств товара.

В отличие от европейского законодательства в законе «О защите от недобросовестной конкуренции» не выделяется категория монопольной власти или содержание доминирующего положения, отсутствуют нор­мы контроля за соглашениями и слияниями. Вместе с тем в законе от­мечается недопустимость злоупотребления преимущественным (моно­польным) положением в любых формах — навязывание условий дого­вора, монопольные цены, ограничение доступа на рынок и другие ограничительные действия.

Отдельной нормой в законе прописаны антиконкурентные действия государственных органов, не допускающие злоупотребления администра­тивной властью, принуждения третьих лиц приобретать товары у коммер­ческих организаций с целью ограничения конкуренции. Административ­ные органы не должны использовать административные полномочия для принуждения третьих лиц, кроме того, они не должны ограничивать дос­туп на местный рынок товаров из других регионов Китая или распростра­нение местных товаров на рынках других частей страны.

Отличительной особенностью данного закона в сравнении с анало­гичными законами о конкуренции является включение в него требова­ний относительно коррупции. В ст. 8 отмечено, что хозяйствующие субъекты не имеют права давать коммерческую взятку (предлагать день­ги, подарки или другие средства) для продажи или покупки товаров. Необходимо оформлять счета в бухгалтерских документах, которые по­зволяют получать скидки. Если сторона не оформляет бухгалтерские счета, то она признается виновной в активной коррупции.

К недобросовестным конкурентным действиям относится ложная и обманная реклама. Не допускается распространение недостоверных све­дений (недобросовестной рекламы), вводящих в заблуждение потреби­телей относительно свойств товара, с целью получения конкурентных преимуществ. Важно отметить, что в Китае закон «О рекламе» вступил в силу в 1995 г.

В Законе «О защите от недобросовестной конкуренции» детальное регулирование предусмотрено в сфере защиты секретов производства. Нарушением секрета производства признаются следующие действия — получение секрета производства путем кражи коммерческой тайны и ее обнародование, использование или разглашение коммерческой информации без разрешения владельца Любое третье лицо, которое получа­ет, использует или обнародует секрет производства другого лица и при этом со всей очевидностью знает о незаконных действиях, считается нарушителем секрета производства другого лица. Из вышеизложенно­го следует, что в Китае преследуются не только прямые, но и косвен­ные нарушители чужих секретов производства, которые могут спрово­цировать недобросовестную конкурентную борьбу.

Особое внимание, как форме недобросовестной конкуренции, уде­лено демпингу. Демпингом признается реализация в любой форме продукции по ценам ниже себестоимости, за исключением следующих действий:

• сбыт свежих и живых товаров;

• сбыт товаров с истекшим сроком годности;

• сезонное снижение цен;

• сбыт товаров по ценам ниже себестоимости, чтобы погасить за­долженность.

Неправомерной продажей считается реализация товаров с принуди­тельным ассортиментом и так называемая связанная продажа. Кроме этого неправомерными продажами являются продажи с премиями и ро­зыгрышами, если:

• в результате розыгрыша выигрыши получают члены своей ком­пании, используются ложные приемы, заключающиеся в обман­ных зпверждениях о существовании премии;

• осуществляется продажа товаров низкого качества, но по высо­кой цене с предложением премий;

• осуществляется продажа в форме лотереи, когда цена самого вы­сокого лота превышает 5000 юаней.

Из всех видов антиконкурентных соглашений или согласованных действий в законе КНР противозаконным считается только «вхождение в сговор и подача совместного заявления на торги».

В Китае в разных ситуациях нарушители закона о недобросовестной конкуренции несут гражданскую, административную и уголовную от­ветственность.

Административное наказание делится на три типа: административ­ное наказание по ограничению и лишение прав; штрафы; администра­тивное наказание с последствием для репутации.

Способы административного наказания: конфискация незаконно полученной прибыли; штрафы; аннулирование патента.

Среди юридических последствий нарушения закона для хозяйству­ющих субъектов привлечение к уголовной ответственности является наиболее строгим и возможно только в народном суде КНР. Уголовная ответственность за нарушение закона о недобросовестной конкуренции может наступить в результате преступных действий.

В случаях, если недобросовестный хозяйствующий субъект несанк­ционированно пользуется товарными знаками или названиями товаров, неправомерно использует деловую репутацию, что ведет к затруднению идентификации предприятий и товаров конкурентов и способно при­чинить убытки другому хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации, конкурент может обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с коммерческой организации. Штраф соответствует размеру прибыли в одно-трехкратном размере этого предприятия.

Конкурент может обращаться в суд с иском о взыскании штрафа с ком­мерческой организации. Штраф в размере от 1200 до 24 000 дол. пред­усмотрен в следующих случаях:

• передача через посредника материальных ценностей, имуществен­ных или неимущественных благ (взятки) за недобросовестное вы­полнение обязательств или дезорганизацию производства с целью получения определенных преимуществ;

• распространение недостоверных сведений (недобросовестной рекламы), вводящих в заблуждение потребителей;

• кража коммерческой тайны, неправомерный сбор и использова­ние информации, составляющей коммерческую тайну;

• ложные, незаконные розыгрыши;

• вхождение в сговор при торгах и подача совместных заявлений на торги;

• злоупотребления административных властей, влияющие на огра­ничение конкуренции.

Если компания злоупотребляет преимущественным монопольным положением на рынке, что приводит к ограничению конкуренции, сум­ма штрафов более высока и составляет 5000—200 000 дол.

Закон КНР «О борьбе с недобросовестной конкуренцией» действует десять лет, и за это время Государственное торгово-промышленное адми­нистративное управление КНР расследовало около 2 млн дел о недобро­совестной конкуренции, взыскав штрафов на сумму 218 900 млн юаней. Типичные случаи были опубликованы китайскими средствами массо­вой информации для осведомления населения о законе по противодей­ствию недобросовестной конкуренции. Из существующих одиннадца­ти видов недобросовестной конкуренции наибольшее количество дел рассматривается по четырем видам:

• подделка товаров;

• ложная информация;

• монополистические действия компаний на рынке;

• взятка (коррупция) [16].

Количество рассмотренных ГПТАУ Китая дел по основным видам не­добросовестной конкуренции за 2000—2003 гг. представлено в таблице.

В настоящее время проект нового закона «О конкуренции в КНР» разработан в соответствии с типовым законом о конкуренции и пред­ставлен на рассмотрение в Государственный совет КНР.

Закон направлен против антиконкурентного поведения частных ком­паний на рынках и не затрагивает отрасли экономики, которые конт­ролируются или регулируются правительством. Тем не менее принятие антиконкурентного закона — это большой шаг вперед, который будет способствовать формированию «свободного рынка», а не контролиру­емой или регулируемой экономики, как это было ранее.

В качестве краткосрочных целей конкурентной политики, активно реализующей методы государственного наблюдения и контроля за ан­тиконкурентными действиями компаний на рынке на протяжении 2000-2010 гг., можно выделить:

• совершенствование законов и норм регулирования по противо­действию ненадлежащей конкуренции, соглашениям и недобро­совестной торговле;

• разработку и введение в действие законов и норм регулирования по предотвращению монополий;

• создание и обнародование соответствующих норм регулирования по демпингу, компенсациям и мерам защиты;

• жесткий надзор и контроль за незаконной деятельностью по прода­же и производству фальшивых товаров и товаров низкого качества;

• принятие строгих мер против мошенничества и монопольного це­нообразования;

• защиту законных прав и интересов производителей и потреби­телей.


 


php"; ?>