Археология, археологическая датировка, археологические культуры

Археология (от греческого слова archaios – древний и logos – слово, учение) – наука, изучающая остатки материальной культуры людей разных эпох, является основным источником сведений о жизни и быте людей в ту эпоху, когда письменность ещё не была изобретена. Археология изучает историю по материальным (вещественным) остаткам деятельности людей – археологическим памятникам. К ним относятся остатки поселений, могильники (курганы и другие могильные сооружения), а так же предметы быта, клады, древние рудники, каналы и др. Археологические памятники находятся чаще всего под землёй. Хотя не все они, как могилы под курганами, специально засыпались землёй или, как римские города Геркуланум и Помпеи, были засыпаны пеплом при извержении вулкана. Чаще всего они оказываются погребёнными в результате самой деятельности людей. Так, во многих приморских районах Европы и Азии встречаются раковинные кучи – остатки древних поселений, погребённые под отбросами из раковин моллюсков, служивших пропитанием для древних жителей. В тех районах Передней и Средней Азии, где основным строительным материалом была глина, до сих пор возвышаются на несколько метров жилые холмы – телли или тепе. Эти холмы образовались в процессе обветшания и разрушения глинобитных построек: над фундаментами домов возводились новые – и так на протяжении нескольких тысячелетий. Наслоения, отложившиеся в результате человеческой деятельности, в археологии называются культурным слоем. Главная цель археологических исследований культурного слоя – проследить последовательность его напластований, стратиграфию (от лат. stratum – слой и греч. grapho – пишу) и, таким образом историю археологического памятника. Распределение находок по напластованиям культурного слоя устанавливает относительную хронологию находок: в нижних напластованиях должны быть ранние, наиболее древние вещи, в верхних – поздние. Задачи археологической датировки – выяснить также абсолютные даты, реальную древность находок в тысячелетиях, веках, иногда даже в годах. В редких случаях можно установить точные даты, опираясь на стратиграфию, как в случае с Помпеями и Геркуланумом: по письменным источникам известно, что эти города погибли при извержении Везувия в августе 79 г. н. э. Иногда по письменным источникам удаётся точно датировать следы разрушений, пожаров в древних городах – свидетельств их захвата врагами и т. п. Но такая датировка не всегда надёжна. Так, немецкий учёный Г. Шлиман верно искал Трою там, где помещало её предание, однако дилетантские раскопки, разрушившие всю центральную часть памятника, привели его к ошибочным заключениям. Обнаруженный им слой со следами пожара Шлиман принял за свидетельство событий троянской войны (XIII в. до н. э.), описанной в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера, в то время как слой оказался гораздо более древним (полученная при повторных раскопках дата – ок. 2200 г до н. э.).

Чаще всего, датировка памятника устанавливается по монетам в его культурном слое. Однако чеканка монет началась лишь в VIII – VII вв. до н. э. Поэтому в археологии очень важны естественнонаучные методы абсолютных датировок, прежде всего – радиокарбонный (радиоуглеродный). В дереве, угле и других органических остатках, обнаруженных при раскопках, содержится радиоактивный углерод (С-14) с известным периодом полураспада: по содержанию С-14 можно определить, когда попала в слой та или иная находка с примерной точностью до 250 лет. Этот метод датировки хорош для эпох, отстоящих от нашей на тысячелетия, но для более близких периодов эти даты выглядят слишком приблизительно. Здесь на помощь археологам приходит дендрохронологический метод. Дело в том, что ширина годичных колец одинакова у разных деревьев, росших в одни и те же периоды. Стоит выяснить, какие кольца были у дерева, положенного, например, в основание церкви, дата постройки которой известна по иным историческим источникам, и будет получена шкала годичных колец, имеющих абсолютные даты.

Основной вид археологической периодизации основан на различиях в материале и технике изготовления орудий труда. В соответствии с этим выделяют три периода –

- каменный век (от возникновения человека до III тыс. до н. э.);

- бронзовый век (с конца IV до начала I тыс. до н. э.);

- железный век (с I тыс. до н. э.).

В свою очередь каменный век подразделяется на древнекаменный (палеолит), который начался 2,6 млн. лет назад и закончился ок. 11-12 тыс. лет назад; среднекаменный (мезолит) – между XII и VI тыс. до н. э.; новый каменный (неолит) и переходный к бронзе медно-каменный (энеолит), который проходил на Ближнем и среднем Востоке в V-III тыс. до н. э., а в Европе – с III тыс. до н. э.

Археологические памятники, на которых обнаружены близкие типы сооружений и вещей, объединяются в так называемые археологические культуры. Их принадлежность к одной культуре свидетельствует о том, что и люди, оставившие эти памятники, принадлежали к одной группе или одному народу.

Термин «археология» (наука о древностях) впервые употребил древнегреческий философ Платон (427 – 347 гг. до н. э.). В XVIII веке этим термином стали обозначать историю древнего искусства, и в некоторых странах до сих пор археология означает искусство древнего мира, а сама история искусств ограничивается последующим временем. Во Франции археологическими, как правило, называют музеи, где собраны только античные древности, а орудия каменного века и другие материалы первобытной археологии хранятся в музеях истории искусств.

Особенно важную роль археология (наряду с этнографией) играет в научной реконструкции дописьменной истории. Учитывая, что возраст человечества определяется, по последним данным, примерно в 2,6 млн. лет, дописьменная история составляет в целом 99,998% истории человечества. Следовательно, большая часть истории человечества изучается главным образом по археологическим данным. Многие народы, не имевшие до недавнего времени письменности, могут изучать свою историю вплоть до наших дней лишь по археологическим данным.

Иногда археологические открытия становятся сенсацией. Обычно это открытия, изменяющие представления людей о каком-либо периоде истории, как это было с пещерой Альтамира, в которой в 1879 г. была обнаружена живопись, относящаяся к периоду палеолита. На потолке этой пещеры различными красками было изображено стадо бизонов и других животных (длина фигур – до 2,25 м). До этого образцов древней живописи найдено не было.

Другое знаменитое археологическое открытие – это уже упоминавшееся открытие Трои Генрихом Шлиманом (1873 г.). В существование этого города мало кто верил, его считали существовавшим только в творениях Гомера, но находка Шлимана доказывала, что в этих поэмах описываются реальные места, и что события, о которых рассказывал Гомер, действительно имели место.

Открытие Говардом Картером гробницы Тутанхамона (1922 г.) тоже стало сенсацией, поскольку это единственная гробница египетского фараона, которую удалось найти не разграбленной. Сам Картер заявил, что «можно не сомневаться, что за всю историю археологических раскопок никому до сих пор не удавалось увидеть что-либо более великолепное, чем вырвал из мрака наш фонарь». Действительно, его находка существенно расширила представления учёных о заупокойном культе древних египтян.