Марксистское учение об обществе

Зарождение марксизма в середине XIX в. было обусловлено рядом факторов. Социальной основой появления марксизма явилось утверждение капитализма в Западной Европе, рост его противоречий, первые массовые выступления рабочего класса во Франции и Германии в 30-40-х годах XIX столетия. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия (Г. Гегель, Л. Фейербах), английская политэкономия (Д. Рикардо, А. Смит), французский утопический социализм (А. Сен-Симон, Ш. Фурье), а также труды французских историков периода Реставрации (Ф. Гизо, О. Минье). На формирование взглядов основоположников нового учения повлияли и открытия в естествознании.

К. Маркс и Ф. Энгельс отказались от господствующего в науке положения о том, что решающая роль в общественном развитии принадлежит духовной деятельности людей. Свои воззрения они излагали таким образом:

• примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию;

• решающая роль материального производства в жизни общества;

• необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил;

Производительные силы Производственные отношения

• неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции.

Остановимся на экономических воззрениях К. Маркса. Если теория трудовой стоимости А. Смита стала ответом классической политэкономии на вопрос, в чем истоки богатства народов, то теорию прибавочной стоимости К. Маркс рассматривал как ответ на вопрос: «Почему в богатом обществе массы, создающие материальные богатства, сами живут в нищете и убожестве?»

Согласно марксизму капиталист богатеет, а рабочий беднеет потому, что первый присваивает себе неоплаченную часть труда второго. Это и есть капиталистическая эксплуатация. Такое положение дел, в свою очередь, является следствием экономических условий, при которых капиталист вы ступает собственником средств производства, а рабочий может предложить на рынке лишь свою рабочую силу.