Процесс обучения.
Понятие о процессе обучения.
Преподавание | Специальная деятельность педагога, состоящая в разработке и реализации всех компонентов обучения, педагогической системы: целей, содержания, методов и форм обучения предмету, а также операций проверки результатов обучения. |
Учение | Специально организованная активная самостоятельная познавательная деятельность учащихся, проходящая под руководством педагога и/или средств обучения (учебник, обучающие программы). |
Мотивация учащихся | Составная часть учения и обучения – процесс формирования побудителей ученика к учению, к познавательной деятельности. |
Мотивы учения | Система побудителей к учебно-познавательной деятельности, а именно: интерес к учению, желание учиться, чувство долга, сознание необходимости и стремление получить образование, профессию и тем самым подготовиться к жизни. |
Гносеологические и психо-физиологические основы обучения.
Познание | Процесс отражения реальности в сознании, активная умственная и эмоциональная деятельность, результатом которой является знание, обобщение в виде теорий, законов, научных понятий. |
Усвоение знаний | Превращение внешнего по отношению к личности опыта во внутренние ее свойства. |
Интериоризация | Процесс перевода социального опыта во внутренний план, в психические новообразования личности называется. |
Звенья процесса усвоения | Восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение. |
Функции процесса обучения.
Виды обучения.
Вид обучения | Содержание |
Сообщающее | Характеризуется, прежде всего, тем, что учитель излагает знания в дидактически обработанном, "готовом" виде, ученики воспринимают и воспроизводят его. Это наиболее распространенный тип обучения, сложившийся в долгой практике и научно обоснованный учеными, в особенности И.Ф.Гербартом в начале XIX века. |
Проблемное | Такой вид обучения, при котором учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческую умения. |
Программированное | Это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью специальных средств обучения (учебник, ЭВМ). Идея программированного обучения состоит в управлении учебными действиями ученика с помощью обучающей программы. |