Дидактика как наука.
Дидактика как отрасль педагогики.
Дидактика | Отрасль педагогики, разрабатывающая теорию образования и обучения, это наука о процессе обучения и об образовании личности в процессе обучения. |
Предмет дидактики | Закономерности и принципы обучения, его цели, научные основы содержания образования, методы, формы, средства обучения. Она исследует теоретические и методические основы обучения, сущность процесса обучения, содержание образования на разных ступенях и направлениях, описывает и разрабатывает дидактические системы и технологии. |
Дидактическая система | Совокупность элементов единой, целостной структуры, направленной на достижение образовательных целей. Анализ обучения показывает общие для всех педагогических систем структурные элементы системы: 1 – цели обучения; 2 – учащиеся; 3 – содержание обучения; 4 – процессы обучения; 5 – учителя или ТСО (технические средства обучения); 6 – организационные формы обучения. |
Основные дидактические концепции.
Название концепции. | Авторы. | Содержание концепции. |
Традиционная система обучения. | Я.Коменский, И.Песталоцци, И.Гербарт. | Целью обучения является формирование интеллектуальных умений, представлений, понятий, теоретических знаний. Вместе с тем Гербарт ввел принцип воспитывающего обучения: организация обучения и весь порядок в учебном заведении должны формировать, по его выражению, морально сильную личность. В классической системе обучения доминирующую роль играет преподавание, деятельность учителя при исполнительской, «пассивной» деятельности ученика. |
Педоцентристская дидактика. | Д.Дьюи, Г.Кершенштейнер, М.Монтессори. | Главная роль в обучении отводится учению – деятельности ребенка. Ребенок с его спонтанной деятельностью - в центре учебного процесса, а не учитель. Д.Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть расширение опыта ребенка, развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей. |
Современная дидактическая концепция. | П.Гальперин, Л.Занков, В.Давыдов | Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – преподавание и учение – составляют единство в процессе обучения, и это дидактическое взаимодействие является предметом дидактики. |