Ход урока

Этап урока Содержание работы Методы и приемы Виды деятельности учащихся Цели работы
1. Организационный момент - Здравствуйте, ребята! - Проверьте, чтобы у вас на партах было все приготовлено к уроку: учебник, тетради, пенал и др.   «Психологическая минутка». – Погладьте свои руки, ноки, погладьте себя по голове. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок. - проверка готовности к уроку;     - психологический настрой; - наводят порядок на парте;     - выполняют задания учителя; - психологический настрой учащихся на формирование определенных учебных навыков и умений; - психологический настрой каждого ученика на успешность обучения; -концентрация внимания;
2. Актуализация знаний - Подготовим наших помощников: губы, зубы, язычок, чтобы произносить правильно звуки. Проведем небольшую разминку: – «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза. – «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза. – «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт. – «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт. – «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз). - Молодцы! Теперь мы готовы к работе.   - С какими буквами мы уже познакомились? (а, о, у, ы, и) - Какие звуки они обозначают? - По ленте букв на стр.39 рассмотрим изученные нами буквы (вспомним, что буква И обозначает мягкость согласного звука) - Прочитаем: а у ау уа-ау уы ыо и ы ау! аи-иа оы ыи о а уа! ои-ио аы ыа - Рассмотрите иллюстрации на доске (Приложение 1): На какие две группы можно разбить все рисунки? (рыбы и птицы) Какие птицы изображены? (галки, гуси, голуби) Какие рыбы есть? (окунь, акула) - Опишите внешний вид рыб/ птиц. - речевая разминка;   - беседа;     - работа с лентой букв;     - чтение букв, слогов с доски;   - беседа по картинкам; - выполняют задания учителя, направленные на разминку артикуляционного аппарата;     - отвечают на вопросы учителя; - работают с ленной букв в учебнике; -вспоминают изученный материал; - читают слоги и слова на доске; - рассматривают иллюстрации на доске, называют птиц и рыб;   - развитие артикуляционного аппарата; - контроль и коррекция знаний и умений; -выявлений уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений; - закрепление изученного материала; - обеспечение высокого уровня мыслительной активности; - развитие связной речи;  
3. Подготовка к изучению нового материала   - Как погоняют лошадку? (но-но-но) или Всю жизнь ходят в обгонку, А обогнать друг друга не могут (Ноги). - Какой первый звук слышим? (звук [н]) - Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (ни-ни или нельзя) или Выше леса, выше гор Расстилается ковёр. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной, То он серый, то он синий, То он ярко-голубой (Небо) - Какой здесь первый звук слышим? (звук [н`]) - С каким же звуком мы будем сегодня работать? (звук [н], звук [н`]). - Мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать. - отгадывание загадок и выделение нового звука для анализа; - отвечают на вопросы/ отгадывают загадки;   - анализируют слова, выделяют звуки[н], [н`] - развитие фонематического слуха; - обеспечение высокого уровня мыслительной активности; - формирование представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке;
4. Физкультминутка   Раз - руки вверх махнули И при том вздохнули. Два - три нагнулись. пол достали, А четыре - прямо встали и сначала повторяем. Воздух сильно мы вдыхаем, При наклонах выдох дружный, Но колени гнуть не нужно. Чтобы руки не устали, Мы на пояс их поставим. Прыгаем как мячики Девочки и мальчики.   - упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища, ног; - проводят физкультминутку; - повышение адаптационных ресурсов организма школьника; - повышение умственной и физической работоспособности; - повышение эмоционального тонуса;
5. Выделение и изучение нового звука, его характеристика   - Произнесем слова «ноги», «небо», поставим ударение и разделим их на слоги: «но- ги», «не-бо». - «но-ги» Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [и]. Значит в слове два слога). - Дайте их характеристику(слоги открытые, первый слог ударный). - Произнесите 1 слог. ([но]). - Какой звук слышим в начале? ([н]). - Какой он? (Согласный). - Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду). - Какой это согласный? (звонкий. твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо) - Слог «но» (звуки [н]- согласный, твердый, звонкий (сонорный), непарный;[о]- гласный, ударный), «ги» (звуки [г`] - согласный, мягкий, звонкий парный [к`], [и]- гласный, безударный). - Сколько звуков в слове «ноги»? Перечислите их последовательно. - Рассмотрим аналогично слоги и звуки в слове «не-бо». - Одинаковое ли количество звуков в словах? Чем отличаются? - Составим слого-звуковую модель слова «ноги»:     Составим слого-звуковую модель слова «небо»:   - Стали заметнее отличия в этих словах? - Какие же звуки мы с вами будем рассматривать? ([н] и [н`]). - слого-звуковой анализ слов; - выделение из открытого слога звука;   - перечисление звуков слова;   - сопоставление, сравнение слов по начертанию и звучанию; - составление слого-звуковых моделей;   - произносят слова с новым звуком; - проводят слого-звуковой анализ слов; - характеризуют звуки в слоге; - характеризуют новый звук;   - сравнивают количество звуков в словах и их характеристику; - составляют слого-звуковые модели слов; - обеспечение высокого уровня мыслительной активности; - развитие наблюдательности, сообразительности детей; - развитие фонематического слуха и восприятия; - формировнаие фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твердых и мягких, парных и непарных, о согласных глухих и звонких, парных и непарных по глухости-звонкости) и на их основе умения выполнять полный и частичный звуковой анализ слова; - развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;
6. Артикулирование звука, работа над дикцией   - Произнесем звуки [н] и [н`], понаблюдаем за положением языка и губ. - Повернитесь друг к другу, произнесите эти звуки по очереди. Посмотрите на положение губ и языка соседа. -Можно ли спеть его? - Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос). - Произнесем эти звуки громко/ тихо. - Произнесите скороговорки: Аня нынче нянина, Нина няня Анина.   Навалилось в валенки снега Вале маленькой. - анализ образования звука, его артикуляции; - упражнение в громкости произношения; - упражнения на произношение скороговорок; - упражнение в темпе произношения;   - произносят звуки, наблюдают за положением языка и губ;   - характеризуют процесс произношения звуков; - проговаривают скороговорки; -выработка четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания; - тренировка фонематического слуха, артикуляционного аппарата; - устранение недостатков произношения;
7. Упражнения в слышании звука   - «Есть ли звук в слове?» Закрываем глаза. Если звук есть в слове, то хлопаем в ладоши, если нет, то руки на парте: Слон, речка, девчонка, пень, поле, пятак, стон, стол, плач, план. - «Где спрятался новый звук?» Позиция в слове: Нос, санки, пятница, краснота, кони, коньки, ночь, окно, огоньки.   - дидактическая игра;     - определение места заданного звука в слове; - слушают слова, определяют наличие изучаемого звука; - определяют позицию изучаемого звука в слове; - развитие фонематического слуха, восприятия;
8. Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)   Н – натянутая сетка, Сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор – Поиграем в волейбол. - Почему в стихотворении дается такое определение этой букве? - Рассмотрим образцы написания буквы «Н» на доске (Приложение 2). -На что, по вашему мнению, похожа буква «Н»? - Из каких элементов состоит буква «Н»? - Найдите букву «Н» в разрезной азбуке (кассе букв). - На какую гласную букву она похожа? (И). - Найдите букву «И». Положите их рядом. Чем похожи? Чем отличаются? - Закройте глаза. Представьте эту букву красного цвета, синего, желтого, а теперь мысленно украсьте ее цветами, шариками, узорами. - Печатание заглавной и строчной букв «н» в тетради. - рассматривание букв,     - нахождение букв в кассе, разрезной азбуке; -сравнение букв; - дидактическая игра;   - печатание буквы в тетради;     - рассматривают образцы написания буквы Н; - анализируют элементы, которых она состоит; - сравнивают написание буквы «Н» и буквы «И»;   - печатают буквы Н и н в тетради;   - знакомство с буквой, запоминание; - развитие зрительного анализа и синтеза; - развитие зрительного мнезиса; - формирование умения печатать данную букву;
9. Физ-культминутка - Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад; - Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. - Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз и т.п. - упражнения для снятия утомления; - упражнения для глаз; - проводят физкультминутку; - повышение адаптационных ресурсов организма школьника; - повышение умственной и физической работоспособности; - повышение эмоционального тонуса; - снятие напряжения с глаз; -мобилизация внимания;
10. Чтение слогов и слов с новой буквой - Составим слоги с буквой «н» - Прочитаем слоги на стр. 45 на но но ны ни - Прочитаем на доске: ан она на ана он оно но Ан-на ин они ни Ин-на ун уну ну Ни-на ын ыны ны - Прочитаем по столбикам, по строчкам, имена собственные, слоги и слова с гласной «и», «а» и т.п. - Составьте слова, используя слоги из 1го столбика (сон, сын, слон, диван, тунец) и др. - В тетрадях напечатайте любые 3 слога и одно слово с буквой «н»; - «Найди пару». Слова, состоящие из 2х слогов, распались и слоги потерялись. Найди пару к слогу из 1-го столбика и составь слова:
на
но
Но

нок
Ок

По

ни
Ра

та
сок
Но

Ве

 

- прочитаем слова на доске:

тон дракон Никита

стена Нина луна

нитка паутина нолик

- прочитайте слова в столбиках, в строчке, прочитайте имена собственные, слова, в которых 1ый слог ударный, слова, в которых 2 гласных буквы и т.п.

 

- составление слогов; - чтение слогов –слияний;     - наращивание слогов;   - печатание слогов и слов; - дидактическая игра;   - чтение слов; - составляют слоги с изученными буквами; - читают слоги на доске и в учебнике;   - составляют слова, используя слоги на доске;   - составляют слова из слогов;     - читают слова на доске; - осознание роли новой буквы, ее места, звукового соответствия в составе слогов; - отработка навыка чтения и печатания буквы;  
11. Чтение текста и работа с ним - Прочитаем отрывки из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк» (на распечатках у каждого):   Впервые наарене Для школьников Москвы - Ученые тюлени, Танцующие львы.   Зайцы, соболи и белки Бьют в литавры и тарелки. Машет палочкой пингвин, Гражданин полярных льдин. В черный фрак пингвин одет, В белый галстук и жилет. С двух сторон ему еноты Перелистывают ноты.   - О чем это стихотворение? Какие действия в нем происходят? Кто является героями? - Найдите в стихотворении слова с изученными гласными буквами, подчеркните эти буквы, а букву «н» обведите в кружок. - В каких словах буква «н» обозначает звук [н], а в каких мягкий [н`]? ([н] – на, ученые, танцующие, пингвин, гражданин и т.д.; [н`] – арене, школьников, тюлени и т.д.) - выразительное чтение; - отыскивание в тексте слов с новой буквой; - читают и анализируют стихотворение;     - отвечают на вопросы учителя; - выделяют в стихотворении слова с изученными буквами (а, о, у, и, ы, н); - характеризуют звук [н] в словах;   - формирование и отработка навыка чтения; - смысловой и структурный анализ прочитанного; - отработка навыка выразительного чтения; - различение, соотнесение букв с разными звуками; - развитие зрительного мнезиса;  
12. Работа по развитию речи и мышления - Чтение пословиц стр. 45: На чужой земле и весна не красна. Не знать – не страшно, страшно – не узнать. Терпенье и труд все перетрут. Труд кормит, а лень портит. - Как вы понимаете эти пословицы? Какой смысл в них заложен? - Угадайте слово: 1.Часовщик, прищурив глаз, Чинит часики для …(нас). - Охарактеризуйте звук [н] в этом слове. 2.А петух с колючим ежиком Режет сало острым …. (ножиком) 3.Кто имеет один рог? Отгадайте!...(носорог) и т.п.   - работа с пословицами и поговорками; - ответы на вопросы;   - загадывание и отгадывание загадок; - читают и анализируют пословицы из учебника;     - отгадывают загадки; - характеризуют звук [н]; - обеспечение высокого уровня мыслительной активности; - развитие связной речи; - отработка навыка чтения; - развитие психических познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия; - развитие грамматически правильной речи
13. Обоб-щение по теме - С какими звуками мы сегодня познакомились? (звуки [н] и [н`]) - Дайте их характеристику. - Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? Найдите ее в кассе букв. - Выложите на парте, все изученные нами буквы (а, о, у, ы, и, н), стр. 48 (лента букв). - Чем отличается от остальных букв «н»? (согласный, остальные гласные) - беседа; - характеристика звука; - работа с кассой букв; - работа с лентой букв; - делают выводы о материале, изученном на уроке;   - работа с кассой букв/ лентой букв; - осмысление и обобщение отдельных фактов;
14. Домашнее задание - Подберите загадки, в которых отгадка содержит букву «н» (звуки [н], [н`]) - подбор загадок; - записывают домашнее задание; - отработка навыка чтения; Закрепление изученного материала; - совершенствование лингвистических умений и навыков;
15. Подведение итогов - Сегодня вы очень активно работали на уроке, грамотно отвечали, выразительно читали. Молодцы! - Оцените свою активность на уроке, поставьте себе заслуженную оценку; какие ошибки и неточности вы сегодня допускали? и т.п. - оценка; -самооценка деятельности; - анализируют свою работу на уроке; - вывод по работе учащихся; -развитие способности к рефлексии собственной деятельности; -выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений