Средства массовых коммуникаций и массовой информации в связях с общественностью
Печатный станок, изобретенный в середине XIV в., лег в основу технологии массового производства информации. Появление и развитие технических средств общения обусловило формирование нового социального пространства – массового общества.
Бурное развитие средств массовой коммуникации в ХХ веке привело к изменению мировосприятия, трансформации, «дегуманизации» культуры, формированию нового виртуального мира общения.
Массовая коммуникация – процесс передачи информации с помощью технических средств на численно большие рассредоточенные аудитории.
Основным различием системы межличностных отношений и массовой коммуникации является то, что в рамках межличностной коммуникации устанавливается непосредственный контакт между индивидами с помощью межличностных средств общения, в то время как в массовой коммуникации обмен информацией опосредуется техническими средствами коммуникации и рассчитан на массовую, а также специализированную аудиторию.
Связи с общественностью непосредственно связаны с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы (средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно использование соответствующего приемника).
Рассматривать СМК главным образом как мезофактор социализации позволяют материалы массовых опросов, свидетельствующие о повышении уровня избирательного потребления информации. Телепросмотр, радиослушание становятся сферами все более тщательного выбора. Основную массу населения интересуют обстоятельства повседневной жизни, потому выбор совершается в пользу региональных СМК, по которым идет соответствующая информация.
Влияние СМК на стихийную социализацию определяется несколькими обстоятельствами. СМК выполняют в первую очередь рекреативную роль, поскольку во многом определяют досуговое времяпрепровождение людей, как групповое, так и индивидуальное. Она реализуется по отношению ко всем людям так, как отдых в кино, перед телевизором, с компьютером отвлекает их от повседневных забот и обязанностей.
С рекреативной связана релаксационная роль СМК. Для большой части ребят телесмотрение, прослушивание музыкальных записей, работа с компьютером, а для некоторых и чтение становятся своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, средством отвлечения при возникновении осложнений в общении со сверстниками. Нередко ребенок, находясь один в квартире, включает магнитофон, телевизор, видео, компьютер для того, чтобы снять ощущение одиночества.
Большую роль играют СМК в развитии человека. Появление каждого кардинально нового вида коммуникации вызывает споры о благе или вреде для человека. С появлением кино, радио, а затем телевидения и видео всегда связывали падение интереса к чтению. Исследования показывают, что влияние СМК на развитие человека хотя и неоднозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые пришли к выводу о том, что телесмотрение ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор. Исследования, проводившиеся во Франции, показали, что телесмотрение влияет на представления и кругозор малообразованных слоев населения.
Под компонентами системы СМИ обычно понимают: информационные агентства, прессу, телевидение, радиовещание, периодические Интернет-издания или Интернет-версии печатных и электронных СМИ. Средства массовой коммуникации, в отличие от средств массовой информации, не имеют признака систематического, регулярного включения аудитории, обращение к ним носит эпизодический характер. Но их объединяет социальная среда, в которой они функционируют, использование языка в качестве способа передачи информации, наличие технических средств тиражирования и распространения информации, возможность сознательного регулирования процесса коммуникации. Средства массовой информации
Средства массовой информации (СМИ) осуществляют серьезное воздействие на общество, его состояние и развитие, они могут содействовать прогрессу или тормозить его. Путём формирования общественного мнения, выработки определённых социальных установок, формирования убеждений СМИ подталкивают человека к определённым поступкам, действиям. То, что не попало в каналы массовой информации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества.
Деятельность СМИ в обществе разворачивается благодаря широкому комплексу выполняемых ими функций, что обеспечивает их значительное влияние на общественное мнение и сознание, на массовое поведение людей. Это следующие социальные функции: наблюдение, интерпретация, связь, передача ценностей, развлечениеРассмотрим их подробнее.
Наблюдение. Корреспонденты СМИ собирают информацию, которую люди не могут достать для себя сами, по всему миру. Затем эта информация передается корреспондентами в медиа-организации, которые доносят ее до общественности. Наблюдение может быть предостерегающим, предупреждающим об опасности – о надвигающемся экономическом или политическом кризисе, стихийном бедствии, военной угрозе. Кроме того, надзор может быть инструментальным – когда СМИ передают информацию, полезную для повседневной жизни – о выходе новых продуктов и оказании услуг, о ценах на товары, о возможностях профессионального роста и проведения досуга. В последние годы информация такого плана стала особенно востребованной.
Интерпретация. Масс-медиа не просто сообщают факты, но и предоставляют информацию об их значении и роли. СМИ решают – каким фактам (а также персонам, организациям) будет предоставлено эфирное время или газетная площадь и в каком объеме. Масс-медиа имеют возможность представить аудитории спектр позиций, недоступных через межличностные коммуникации.
Связь. СМИ способны соединить вместе межличностными каналами различные части общества, не связанные между собой напрямую. Примером служат экологические движения, профессиональные ассоциации, общественные объединения. Группы по интересам особенно эффективно формируются с помощью Интернет в форме сетевых сообществ.
Передача ценностей. СМИ представляют портрет общества, а люди, наблюдая, слушая и читая СМИ, воспринимают социальные ценности, нормы и правила поведения. Медиа демонстрируют ролевые модели (демократа, патриота, либерала, профессионала, предпринимателя, хорошего семьянина), которые наблюдаются и имитируются телезрителями, читателями и радиослушателями. Сегодня можно наблюдать, как большинством СМИ усиленно прививается модель потребительского поведения, гламурного стиля и власти денег.
Развлечение. Звукозапись и кинофильмы, комиксы, игры, гороскопы, слухи, ток-шоу и спортивные программы развлекают аудиторию. Медиа делают развлечение доступным для большого количества людей по относительно низкой цене.
Знание социальных функций СМИ дает возможность специалисту по связям с общественностью видеть свою роль и работу в контексте мира масс-медиа и социальных процессов в целом.
Типология СМИ. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему, свои инструменты воздействия. В целом средства массовой информации (СМИ) делят на печатные (пресса) и электронные СМИ (телевидение, радио, информагентства, Интернет-СМИ).
Итак, рассмотрим основные каналы масс-медиа.