Влияние налогов на совокупный спрос и национальный доход. Налоговый мультипликатор.
Совокупный спрос. Налоги воздействуют на два основных компонента совокупного спроса – потребительские расходы и инвестиционные расходы и поэтому оказывают косвенное влияние на совокупный спрос.
Рис. 10.1. Воздействие изменения налогов на совокупный спрос:
а) снижение налогов; б) рост налогов
Налоговый мультипликатор (Tax multiplier) (mt) – это показатель, показывающий зависимость между объемом выпуска и изменением налогов.
Чем ниже предельная налоговая ставка, тем выше мультипликационный эффект, и наоборот.
Отсюда:
Снижение налогов увеличивает частный спрос и объем выпуска, а их увеличение снижает его. Так как потребительские расходы зависят от величины налоговой ставки, то с ее учетом налоговый мультипликатор примет вид:
В открытой экономике на величину налогового мультипликатора влияет предельная склонность к импортированию. Чем она выше, тем ниже мультипликационный эффект.