Вопрос 82. Система специализированной помощи детям, страдающим церебральным параличом

 

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в нашей стране (в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах) имеется сеть специализированных учреждены размоведомственного подчинения;

• поликлиники;

• неврологические отделения и психоневрологические больницы;

• специализированные санатории;

• ясли-сады;

• школы-интернаты;

• реабилитационные центры.

1 Дети, проживающие в маленьких городах или сельской местности, к сожалению, не имеют возможности обучаться в специализированных учреждениях.

2. В специализированных детских садах осуществляется:

• коррекционное обучение, воспитание;

• подготовка к школе детей, имеющих различные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Цель воспитания — всестороннее развитие ребенка в соответствии с его возможностями.

3. Специализированные школы-интернаты:

60—70% детей с церебральным параличом обучаются в учреждениях.

Задачи специализированного образовательного процесса:

сочетание обучения и воспитания с лечебной работой;

трудовая подготовка;

профессиональная ориентация.

Содержание коррекционно-педагогической работы:

последовательное развитие познавательной деятельности;

коррекция нарушений познавательной деятельности;

коррекция высших корковых функций;

воспитание устойчивых форм поведения и деятельности Задачи подготовительного класса:

выявление состояния интеллекта;

подготовка к дальнейшему обучению в школе по адаптированной программе (массовой или специальной).

4. Как отмечает Л.И. Аксенова, надомное образование детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет мне недостатков.

сокращенная общеобразовательная программа;

нерегулярность домашних уроков;

изоляция ученика от общества сверстников;

отсутствие возможности профориентации.

5. Трудовое воспитание осуществляется:

• в процессе повседневной жизни;

• на специальных занятиях по трудотерапии.

Профориентация проводится а течение всего образовательного процесса.

Цель профориентации: подготовка к будущей профессии дет с церебральным параличом в соответствии с психофизиологическими возможностями, интересами воспитанников.

Детей обучают делопроизводству, машинописи, фотоделу и другим специальностям.

Профессиональное образование, льготное поступление. В профессионально-технические училища, техникумы, высшие учебные заведения.

Функционирует сеть специализированных профтехучилищ Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Проводится экспертиза трудоспособности. При трудоустройстве инвалидов строго следуют рекомендациям врачебно-трудовой экспертной комиссии (ВТЭК).

Можно овладеть профессиями (при сохранном интеллекте):

• программиста;

• экономиста;

• бухгалтера;

• библиотекаря;

• переводчика и др.

7. Современная зарубежная концепция нормализации включает комплексные программы развития личности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, основанные:

• на полноценном восстановлении мышц;

• обучении и воспитании;

• социальной реабилитации.