Вопрос 74. Клинико-психологическая характеристика артистических расстройств личности

 

Согласно П. Каннеру (1943), основными признаками синдрома раннего детского аутизма являются:

• нарушение способности к установлению эмоционального контакта;

• стереотипность в поведении;

• особые нарушения речевого развития.

2. Характерные проявления аутизма в раннем возрасте:

• избегание глазного контакта, кратковременность фиксации взгляда, частое колебание дистанции — между приближением и удалением взгляда, специфика реакции на лицо взрослого - сосредоточение на нижней его части;

появление первой улыбки у большинства детей соответствует норме, но не адресуется кому-то конкретно;

индифферентное (безразличное, безучастное) отношение к окружающим;

привязанность к близкому человеку формируется, но аутичный ребенок чаще не использует положительных эмоциональных реакций для ее выражения;

иногда равнодушное или неприязненное отношение к ласке — если даже ребенок испытывает приятные ощущения и переживания, то быстро пресыщается;

реакции на дискомфорт — либо негативная, либо нейтральная;

потребность в контактах с другими людьми либо отсутствует, ибо наблюдается быстрое пресыщение, избегание контакта, вялость и безразличие.

Феномен тождества проявляется в стремлении к сохранению привычного пространства, в противодействии любым изменениям в окружающем.

Формы проявления:

беспокойство;

страхи;

агрессия;

самоагрессия;

гиперактивность;

расстройство внимания;

рассредоточение.

Стереотипность в поведении — также проявление феномена тождества. К ней относятся:

наличие однообразных действий — моторных, речевых; стереотипные манипуляции каким-либо предметом; однообразные игры, пристрастия к одним и тем же играм; стереотипные интересы.

Особенности моторики:

движения античных детей характеризуются как угловатые, вычурные, несоразмерные по силе и амплитуде;

сложные движения ребенок может выполнять лучше, чем более легкие;

иногда более раннее развитие тонкой моторики (по сравнению общей моторикой).

5. Страхи могут быть:

• диффузными, неконкретными;

• дифференцированными,

Общие особенности страхов при раннем детском аутизме - сила, стойкость, труднопреодолимость.

Повторные взаимодействия с пугающим объектом усиливают трах.

6. Аутистические фантазии - результат осознания ребенком в той или иной мере своей несостоятельности, иногда — следствие нарушения сферы влечений и интересов. Основные черты аутистических фантазий:

• оторванность от реальности;

• слабая, неполная, искаженная связь с окружающим;

• стойкость.

Фантазии отражают страхи ребенка, его сверхпристрастия, сверхценные интересы.

7. Особенности речевого развития:

• мутизм (отсутствие речи);

• эхолалии (повторение слов, фраз, сказанных другим лицом), нередко отставленные (по времени воспроизведения);

• речевые штампы (в большом количестве);

• отсутствие обращения в речи;

• автономность речи (ребенок разговаривает сам с собой);

• позднее появление сложных местоимений;

• нарушение семантики (значения);

• аграмматизм (неумение пользоваться грамматическим строем языка); нарушения звукопроизношения;

• нарушения просодических (просодия — система произношения ударных и неударных слогов в речи) компонентов в речи.

Указанные выше особенности обусловлены недоразвитием коммуникативных функций речи.

8. Особенности интеллектуального развития:

• неравномерность, парциальность;

• неравномерность развития отдельных интеллектуальных функций.

9. В.В. Лебединский и О.С. Никольская определяют основной дефект при РДА как сочетание низкого психологического тонуса и особой сенсорной и эмоциональной гиперестии (повышенной чувствительности).

Низкий психический тонус означает, что взаимодействие с окружающим миром ограничено быстро наступающим пресыщением, следствием которого является фрагментарность отражения. Повышенная чувствительность препятствует эмоционально насыщенному внешнему воздействию, выступая в качестве механизма психологической защиты от психотравмируюишх влияний.

Как отмечает Л.И. Аксенова, своевременная и компетентная коррекция проявлений РДА является условием прогресса интеллектуального развития и социализации аутичных детей.