Дыхание со звукоформами
Это дыхание в своей практике я использую в двух случаях:
· когда мне нужно очень быстро набрать энергии,
· если у меня есть желание быстро войти в расширенное состояние сознания.
Это дыхание связное, быстрое и глубокое. При этом на выдохе произносятся следующие звуки Х — С — Ш (по три раза). Один цикл дыхания выглядит следующим образом:
Х — Х — Х
С — С — С
Ш — Ш — Ш
И так несколько десятков циклов.
После этого вы можете перейти к обычному дыханию или войти в более глубокий процесс со спонтанным дыханием.
Танцевально-двигательные практики
На тренингах личностного роста и трансформации ТДТ используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности. Целью данной статьи является прояснение места и возможностей ТДТ в контексте других техник и направлений “новой психотерапии”.
Основные техники ТДТ вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей:
· присоединение по позе и дыханию в НЛП — присоединение по позе и движению (“зеркало”);
· преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальттерапии — оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие;
· работа с мышечными блоками и последовательностями сложно координированных действий в телесно–ориентированной терапии — освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в ТДТ и т.д.
Таким образом, можно сказать, что ТДТ, обладая примерно тем же арсеналом приемов, что и другие направления “новой волны” психотерапии, работает с ними на своем поле — в теле и движении.
Кроме техник–приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов), которые могут быть легко включены в контекст ДМД. Это такие упражнения как “континуум” (в его многообразных российских вариантах), “аутентичное движение”, контактная импровизация, “танец пешеходов”(pedestrian dance), “джаз тела” Габриэлы Рот и др.
Язык танца, язык движения не требует перевода, но требует особого настроя, особой глубины восприятия. И когда этот настрой есть, танец становится праздником, праздником тела и души, для которого нет границ.