ЛЕКЦИЯ №7 ГЕНДЕРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ И РЕФЕРЕНТНОЙ ГРУППЕ

Семья как институт гендерной социализации

 

Сексизм и полоролевые стереотипы пронизывают весь процесс воспитания ребенка: они начинают проявляться с момента рождения, задавая разные направления развитию девочек и мальчиков. Описывая различия в процессе социализации, еще Маргарет Мид писала о так называемой "двойной цепи ожиданий", связывающих и мальчиков, и девочек. Чаще всего мальчика готовят к тому, что он всегда должен добиваться успеха, а девочку, за редким исключением, - показывать свою несостоятельность и беспомощность. Именно поэтому в процессе гендерной социализации важная роль отводится семье.

Как уже отмечалось, авторы психоаналитической ориентации считают основным в полоролевой социализации идентификацию ребенка с родителями одного с ним пола, а также преодоление специфических конфликтов, главные из которых - комплексы Эдипа, Электры и кастрации. Они полагают, что мальчикам сложнее разрешить этот конфликт, так как это предполагает разрушение первичной идентификации мальчика с матерью, разрушение, которое происходит с помощью отца, поддерживающего в сыне тенденцию к обесцениванию всего женского. По мнению психоаналитиков, опыт, который приобретают мальчики и девочки в семье, определяется их разными врожденными биологическими потребностями.

Многочисленные исследования необихевиористов показывают, что с самого рождения ребенка взрослые относятся к нему по-разному в зависимости от пола, что находит отражение в именах, которые дают детям разного пола, в одежде, в тоне голоса взрослого, в предлагаемых ребенку игрушках, в характере поощрений и наказаний. Например, данные ряда исследований свидетельствуют, что мальчиков родители чаще подвергают физическим наказаниям, чем девочек, что воспитывает у мальчиков и большее сопротивление.

В исследованиях А.Бандуры и Р.Уолтерса, где выяснялась связь между родительским наказанием и агрессией у детей, также было обнаружено, что мальчики, чьи родители применяли суровые методы воспитания, были высокоагрессивны во взаимодействии со сверстниками и взрослыми вне дома, хотя проявляли мало прямой агрессии по отношению к родителям.

Т.А.Репина отмечает, что отношение отца к детям разного пола отличается от отношения матери. Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от его пола и, в отличие от матерей, почти не взаимодействуют ни с сыновьями, ни с дочерьми на протяжении первого года их жизни, а впоследствии проявляют вдвое большую активность во взаимодействии с сыновьями, чем с дочерьми. Вместе с тем, отцы больше утешают девочек, когда они огорчены, чаще их одобряют, чем мальчиков, а матери более снисходительны и терпимы к сыновьям и разрешают им больше проявлять агрессию в отношении родителей и других детей, чем девочкам. Что касается особенностей наказаний, то отцы предпочитают физические наказания, а матери - непрямые или более тонкие психологические воздействия и на сыновей, и на дочерей.

В семьях, где нет отца, основы мужских черт у сыновей возникали медленнее и мальчики были менее агрессивными и более зависимыми; с другой стороны, отсутствие отца до четырехлетнего возраста влияет на полоролевую ориентацию сильнее, чем в более старшем возрасте. Этот факт заслуживает тщательного изучения, так как указывает на особое значение гендерной социализации в указанный период.

Т.Парсонс видит роль отца и в том, что он может существенно помочь как сыновьям, так и дочерям в процессе их полоролевой идентификации преодолеть зависимость от матери, которая устанавливается в раннем детстве. Дж.Стоккард и М.Джонсон справедливо утверждают, что помощь сыновьям и дочерям в формировании представлений об их будущих семейных ролях возможна лишь при условии, если отцы будут утверждать в семье равенство без мужского господства и женской подчиненности.

На процесс формирования психического пола ребенка оказывают влияние также братья и сестры; при этом старший ребенок, будь он девочка или мальчик, чаще выступает лидером как в семье, так и у сверстников, девочка же, имеющая старшего брата, часто развивается по модели "сорванца" и в обществе сверстников может выбрать компанию мальчиков.

Хорошо известны исследования по восприятию младенцев в зависимости от пола, о различиях в поведении родителей по отношении к дочерям и сыновьям. Начиная с маминой реакции на крик (мамы быстрее подходят к девочкам, чем к мальчикам), с постоянного стремления держать дочку как можно ближе к себе, на вербальном и невербальном уровнях девочке внушается неуверенность в своих возможностях справиться с ситуацией, необходимость в опоре, поддержке другого человека. Таким образом формируется внешний локус контроля. Уверенность в себе и внутренний контроль не становятся значимыми ценностными ориентациями; девочка, девушка, женщина часто сомневаются в том, что она может и должна делать. Неуверенность в себе психологи называют одним из мощнейших внутренних барьеров творчества.

Мальчикам же от рождения внушается необходимость быть самостоятельными и решительными, опираться на собственные силы и способности, независимость суждений и поступков является для них одной из основных ценностей. В то же время в них не поощряются проявления эмоциональности и чувствительности, считая их проявлениями слабости и неуверенности, что приводит к снижению порога сензитивности вообще и появлению многочисленных барьеров общения, в частности. Как правило, это является одной из основных причин межличностных, в том числе и полоролевых конфликтов.

В детской комнате девочки исследователи обнаружили меньшее количество игрушек, чем у мальчика, и эти игрушки были менее разнообразны. Л.В.Попова считает, что «в девочках чаще всего не поощряют проявлений активности, любознательности, независимости, склонности к риску, к исследовательскому поведению. А ведь именно эти качества лежат в основе оптимального развития способностей, а также являются предпосылками к самоактуализации. Родители чаще склонны к затратам времени и средств на образование и развитие одаренных сыновей, но не на одаренных дочерей».

В семье под влиянием полоролевых стереотипов родителей у мальчиков и девочек также закладываются предпосылки разного восприятия своих способностей и достижений. Исследования показали, что у родителей одаренных девочек больше стереотипов, искажающих оценку способностей дочерей и влияющих на их ожидание успеха. Важно отметить, что убеждения родителей относительно способностей своих детей оказываются более значимыми для самовосприятия ребенка, чем собственные успехи, так как в дошкольном и младшем школьном возрасте внешняя оценка более важна, чем самооценка. В случае одаренных дочерей, особенно со способностями к математике, стереотипные убеждения родителей в том, что уровень способностей не позволит им достичь успеха, заставляют девочек очень рано отказываться от соответствующего обучения.

Неудачи же мальчиков, особенно в точных науках, воспринимаются почти как личностные недостатки. Мы считаем, что именно поэтому достаточно часто к мальчикам предъявляются завышенные требования успехов в учебе, спорте и других видах деятельности, и даже иногда вне зависимости от их истинных способностей. По отношению к девочкам это происходит реже, в основном, в тех случаях, когда родители первоначально были ориентированы на рождение мальчика и не смогли в последующем переориентироваться.

По утверждению Е.А.Здравомысловой и А.А.Темкиной, наиболее распространенным и доминирующим гендерным контрактом в российском обществе является "контракт работающей матери", в соответствии с которым женщине предписывается работать и быть матерью. Подготовка девочек к этой роли осуществляется как в семье, так и в других институтах социализации. Постоянно воспроизводилась и воспроизводится двойная ориентация - на материнство и связанное с ним супружество, с одной стороны, и на активность в профессиональной сфере, с другой, хотя в последнее время гендерные контракты стали более разнообразными.

Среди современных российских мужчин весьма распространен так называемый гендерный "контракт отца без детей", так как львиная доля обязанностей по воспитанию детей и уходу за ними традиционно выполняют женщины, следовательно, именно последние будут оказывать большее влияние на детей, больше общаться с ними и иметь более близкие межличностные отношения. Практически не общаясь с ребенком в течение первого года его жизни, в последующем отец часто испытывает затруднения в установлении контакта с ним и, потерпев неудачу, иногда совсем отказывается от таких попыток. Не имея навыков общения с детьми, так как никто и не пытался научить его этому, мужчина может так и не найти общего языка с собственным ребенком. Однако, данный контракт не учитывает профессиональной реализации, которая по значимости для современных мужчин стоит на первом месте.

Поэтому роль российской семьи в процессе гендерной социализации весьма специфична: с одной стороны, в семье стимулируется усвоение традиционных представлений о мужественности и женственности, а с другой, девочки ориентируются на профессиональную активность, которая не входит в число "чисто женских" качеств, в то время как мальчики испытывают дефицит положительных моделей поведения.

 

Институты «родительство» и «супружества»

 

Для более полного анализа гендерной социализации в семье необходимо исследовать такой социальный институт, как "родительство", которое определяется И.С.Коном как "система взаимосвязанных явлений:

а) родительские чувства, любовь, привязанность к детям; б) специфические социальные роли и нормативные предписания культуры; в) обусловленные тем и другим реальное поведение, отношение родителей к детям, стиль воспитания и т.д.". Прежде всего нас интересует как специфика отношения мальчиков и девочек к отцам и матерям, так и обратный процесс, а также распределение родительских ролей в семьях различных типов.

Нет необходимости доказывать, что родительские установки, реализуемые через непрямое "программирование", - один из важнейших факторов в социальном конструировании пола. Т.А.Гурко провела комплексное исследование на выявление доминирующей ориентации родителей: конформизм (ориентация на внешние правила и авторитеты)/ развитие личности (ориентация на внутренние стандарты поведения).

Хотя взгляды опрошенных матерей нельзя свести к какой-либо доминанте, автор условно их классифицирует на пять типов. 29 % матерей считают, что, когда юноша или девушка вырастут, оба они должны создать семью и получить специальности, иногда упоминается необходимость заботы о своих родителях. В какой-то мере это воспроизведение "идеального" советского варианта распределения гендерных ролей. 28 % матерей очень определенно представляют роль девушки, которая в первую очередь должна стать матерью и хозяйкой, мужская же роль выглядит туманно.

В их понимании мальчик должен стать "мужчиной", и в это понятие вкладываются самые различные характеристики: от галантности (например, 'подавать руку при выходе из троллейбуса") до "отслужить в армии". Более того, мужчина мыслится или находящимся где-то на периферии каждодневной жизни, или даже как предмет интерьера. В этом случае в известной степени вырисовываются "матриархальные" элементы, которые в нашей стране существовали и в действительности, по крайней мере, в частной семейной сфере.

Третий тип (10%) соответствует взаимодополнительной модели распределения семейных ролей: мальчику предписывается в будущем роль хозяина и главы, имеющего высокооплачиваемую работу и способного "обеспечить семью", а девушка должна "удачно" выйти замуж, быть ласковой и женственной, поддерживающей мужа в трудную минуту, заботящейся о детях. В этом типе в какой-то мере представлена западная семья среднего класса 60-х годов (знакомая нам, скорее, по кинофильмам) или идеальная модель семьи имущих в России.

Два других выделенных типа не включают семейные роли. 14 % матерей указывают на сходные личностные черты, девушка и юноша должны стать хорошими, разносторонними людьми, уметь работать. 19 % описывают женские (мягкая, аккуратная и т.д.) или мужские (сильный, смелый, ответственный и т.д.) качества.

Наиболее сложный аспект родительской социализирующей роли - ценностный. Сегодняшние родители подростков, являющиеся носителями пропагандируемых представлений прежней социальной системы, могут испытывать проблемы в подготовке детей в новом обществе. Отметим, что матери ставят на первое место по важности независимо от пола ребенка такие качества, как честность и правдивость (заметим, что и в других культурах именно матери, а не отцы ставят эти качества на первое место), в то время как отцы - целеустремленность и усердие в достижении успеха. Процесс трансформации ценностей как мужчин, так и женщин нуждается в более глубоком осмыслении.

По мнению Э.Эриксона, потребность в родительстве - критический период в развитии личности взрослого и его социализации. Осознавая свою новую роль в качестве образца для подражания, матери и отцы могут стараться лучше себя контролировать, усваивать новые знания и жизненные стратегии. Кроме того, дети сами могут выступать воспитателями своих родителей, особенно в периоды социальных трансформаций.

Расхождение ценностей, отношение детей к родителям сказывается и на подростковой идентификации. Как отмечают педагоги, родители и сами подростки, лишь очень немногие хотят быть похожими на мать или отца и еще меньше - на обоих родителей. Безусловно, ориентация на саморазвитие очень важна, особенно в условиях посттоталитарного общества. В то же время крайне ограничено число положительных героев и образцов. Например, для мальчиков часто образцом для подражания выступают герои фильмов. В условиях увеличения гендерной асимметрии в первичных институтах социализации маскулинные качества воспринимаются подростками как абстрактные и не связанные с положительными образами. В итоге, мальчики утверждают себя с помощью внешней символики (употребления алкоголя, наркотиков, курения). Поэтому по-прежнему острой остается проблема поднятия престижа отцовства как с точки зрения потребностей девочек и мальчиков, так и в качестве одного из возможных способов самореализации мужчин.

Анализ гендерных аспектов семейной социализации невозможен без рассмотрения такого конструкта, как "супружество". Международное исследование, в котором опрашивались отцы и матери детей до шести лет в России, Польше, Венгрии, Германии и Швеции, дало возможность заметить определенную специфику гендерных отношений в России по сравнению с другими странами.

Так, например, русские мужчины наиболее часто, по сравнению с мужчинами других стран, признают, что им было бы тяжело, если бы основным кормильцем стала жена, а ситуация, когда из двух супругов работает только жена, совсем невыносима для подавляющего большинства мужчин и почти половины женщин. В то же время среди них еще больше тех, кто придерживается убеждения, что независимо от того, работает жена или нет, дома мужа всегда должен ждать уют и порядок.

Основными причинами, по которым женщины могут оставить работу, они считают желание заботиться о семье и непосильность совмещения обязанностей в семье и на работе, а тезис о том, что женщины не оставляют работу лишь по финансовым причинам вообще вне конкуренции. Неудивительно поэтому, что столь значительная доля женщин (33 %) мечтают стать домохозяйками, хотя большая их часть вовсе не склонна считать это привлекательным образом жизни. М.Ю.Арутюнян отмечает: "Мужчины, обладающие более высокой квалификацией, с одной стороны, не так уверены в абсолютном равенстве женщин в семье и на работе, но, с другой стороны, не так категоричны в требовании "уюта во что бы то ни стало", как мужчины с низкой квалификацией".

В то время как часть женщин находит удовлетворение в роли домохозяек, удовлетворенность жизнью, включая самооценку и чувство собственной компетентности, выше у работающих женщин. Те же женщины, которые видят себя только в роли жены и матери, чаще всего испытывают так называемый "синдром домохозяйки". Он проявляется в чувстве беспомощности и безнадежности, частых депрессиях, низкой самооценке. Как показывает практика, годы, посвященные только заботам о семье, лишают женщин ощущений самостоятельности и компетентности, приводят, как правило, к потере собственного "Я", могут вести к алкоголизации, психическим и сексуальным расстройствам, к суициду.

Особенно тяжело сказывается подобная ситуация на одаренных женщинах, которые, отказавшись от получения высшего образования и посвятившие себя семье, чаще всего указывают на неудовлетворенность жизнью и наличие психологических проблем во взаимоотношениях с окружающими.

Весьма своеобразен тот факт, что доля женщин, разделяющих идею справедливого главенства мужчин на рынке труда и в семье и избегающих конкуренции с ними, весьма высока; примерно столько же женщин придерживаются совершенно противоположного взгляда, что приоритет должен быть отдан женщинам. Но "латентная традиционность", выражающаяся в чувстве вины перед мужем за посягательство на мужскую роль, явно перевешивает чашу весов в сторону традиционных ролевых позиций.

Показательно, что российские женщины оценивают коэффициент участия мужей в домашнем хозяйстве и воспитании детей как чрезвычайно высокий по сравнению с другими странами (что, по нашему мнению, является некоторым преувеличением и не отражает реального положения вещей, так как не согласуется ни с другими данными, ни со здравым смыслом) и, в то же время, именно российские женщины наименее удовлетворены участием мужей как в домашнем хозяйстве, так и в воспитании детей.

В последние годы наметилась четкая тенденция к увеличению вариативности содержания гендерных конструктов. Прежде всего это касается быстро прогрессирующих новых тенденций в сознании молодых девушек, так как изменения гендерных установок у девушек значительно более вариативны, чем у юношей. В экспериментах девушки явно проявляют склонность к свободному исследованию в сфере полоролевого поведения, фактически предоставляя юношам лишь возможность ответной реакции. Доминирующая черта в поведенческих моделях респонденток может быть интепретирована как "комплекс маскулинности", подразумевая условное использование этого термина при характеристике основных ориентации.

Как правило, "комплекс маскулинности" характерен для девушек с ярко выраженной наступательной тактикой в поведении. Они независимы и самостоятельны в принятии решений, активны и честолюбивы, стремятся к лидерству, имеют четко сформулированные жизненные установки. Основной постулат, декларируемый девушками такого типа, - абсолютный приоритет их творческой самореализации перед всеми другими социально значимыми функциями женщины в современном мире. Девушек такого типа достаточно много - до 25 %.

В то же время опросы, проведенные О.М.Здравомысловой, показывают, что современный успешный мужчина в большинстве случаев описывается как "жесткий и даже жестокий, властный, агрессивный, упорный в достижении цели, уверенный и скрытный", что подтверждается данными Т.А.Клименковой, И.С.Кона, Л.В.Поповой, Дж.О'Нила. Оказывается, таким образом, что российское общество на данном этапе развития воскрешает традиционные нормы мужского поведения и одновременно маскулинизирует нормы женские!

Думается, что, несмотря на безусловное влияние особенностей выборки (в большинстве исследований - это население преимущественно центральных городов), эти данные адекватно иллюстрируют современные тенденции развития нашего общества, частично подтверждая рассмотренную выше теорию Ю.Е.Алешиной и А.С.Волович.

Показательно также то, что в идеальных ценностных установках девушек инициативного типа фактически доминирует мужской подход к обустройству своего быта. Например, значительная часть девушек не связывает свое ожидаемое будущее, скажем, с такой перманентной функцией российских женщин, как повседневное приготовление еды в семье, покупка продуктов, не терзают себя вопросами: "Чем я буду кормить сегодня мужа?". Домашняя жизнь, как традиционная система ценностей в жизни женщины, часто отходит на второй план, уступая место профессиональной карьере.

Возникает правомерный вопрос, что же обусловило распространение такого типа женщин в нашем обществе? Следует помнить, что волевая и сильная женщина никогда не была редкостью в России, но в относительно стабильных условиях развития социума эти качества находили свое самовыражение прежде всего во внутрисемейных отношениях, проявляясь в той или иной форме авторитарности. Драматические вехи российской истории нередко как бы выталкивали женщин такого типа на поверхность общенациональных событий. Но при этом ролевое поведение женщин временно лишь приравнивалось к мужским поведенческим моделям ради достижения единой цели.

Однако уже в конце XIX в. традиционные модели начинают разрушаться под влиянием ухода мужчин в поисках работы в промышленные центры, что зачастую приводило к тому, что реальной хозяйкой в семье оставалась женщина. Отсюда в немалой степени и возник тот тип самостоятельной, сильной женщины, про которую и сейчас принято говорить: "...Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет".

Эти тенденции резко усилились после революции 1917 года и особенно после второй мировой войны в результате использования женского труда во всех сферах производства, воспитания детей без отцов, резкого демографического дисбаланса. Прибавим к этому высокий уровень разводов, когда ребенок остается с матерью, вынуждает женщину ориентироваться на карьерный рост, так как очевидно, что именно такая активная и деловая женщина имеет значительно больше шансов выжить и благополучно вырастить детей. Именно жесткость современной социально-экономической обстановки, а не особый психологический склад души российской женщины формируют такие качества (а именно на них в первую очередь обращают внимание иностранные исследователи), как авторитарность, резкость, гиперопека над детьми и нередко над мужем и т.д. И наконец, в процессе их жизни постепенно происходит девальвация тех ценностных установок, которые рассчитаны на развитие позитивных контактов с мужчинами.

Что же происходит в результате в повседневной семейной жизни? Объективно наработанный комплекс маскулинности приходит в постоянное столкновение с существующей в России полоролевой традицией. В связи с этим часто происходит несовпадение ролевых ожиданий и ценностных ориентации, приводящих к конфликтам между мужем и женой, причем, чем более независимо и самостоятельно живет женщина, тем острее переживаются эти конфликты.

Таким образом, наличие кризиса образа "настоящей женщины" представляется нам объективной реальностью. Но внутренняя раздвоенность и духовная дисгармония не являются лишь женской прерогативой. Сложившиеся условия властно требуют изменения и жестких норм мужского поведения, а также закрепления в сознании и опыте новых поколений иных социальных и психологических навыков.

Исследования последних лет показали, что современные западные мужчины в значительно большей степени, чем их отцы, стали связывать собственную самореализацию с семьей и меньше с достижениями в профессиональной сфере. Можно утверждать, что они уже не просто хотят иметь семью, но хотят быть в семье. Современные отцы значительно больше вникают в воспитание детей, больше проводят с ними времени, берут на себя часть традиционно женских обязанностей. Эта тенденция оказалась достаточно значима, и социологи описывают семейную ориентацию мужчин как явление современного постиндустриального общества.

О.М.Здравомыслова отмечает, что, с точки зрения современных женщин, идеальный мужчина должен быть "честен, деликатен, способен к сопереживанию, образован, находчив, жизнерадостен, надежен"', а с точки зрения самих мужчин, идеальный мужчина должен быть "честен, хорошо образован, справедлив, ответственен, способен к сопереживанию, находчив...".

В этом новом идеале нет намека на властность, агрессивность, грубую силу. Вспомним, что семейная жизнь становится для мужчины способом самореализации не в меньшей степени, чем профессия. Это заметно даже тогда, когда мужчина, живущий отдельно от семьи, продолжает оставаться (пусть и не всегда полноценным) отцом своего ребенка - ситуация, которая становится все более "нормальной" и распространенной на Западе, хотя в России не считается достаточно приемлемой.

 

Планирование семьи и репродуктивные права

Осознанное регулирование числа беременностей и родов для каждой женщины одинаково важно, как для репродуктивного здоровья женщины, ее социального статуса, так и для здоровья детей. В сфере планирования семьи в нашем обществе обычно правом диктата пользуются государство и мужчины, но не женщины, которые выполняют основную роль при вынашивании, рождении и уходе за детьми. Обычно государство проводит политику ограничения рождаемости либо стимулирует высокую рождаемость. Дискуссии в области планирования семьи ведутся о том, что каждая семья и каждая личность имеют право самостоятельно планировать число детей и нести ответственность за здоровье и воспитание своих детей. Государство же должно обеспечить условия для реализации репродуктивных прав женщин, мужчин и детей. В советский период государство стимулировало высокую рождаемость следующими методами:

· ограниченный доступ к контрацептивам;

· отсутствие информации о методах и средствах контрацептии;

· высокая цена на имевшиеся в продаже контрацептивные средства;

· запреты на аборт (с 1935 по 1955 годы);

· денежные компенсации на каждого новорожденного;

· материальные пособия для детей до 1 года;

· материальные пособия для детей до 12 лет из многодетных семей;

· льготы при устройстве детей из многодетных семей в ясли и детские сады;

· моральное поощрение путем присвоения звания «Мать-героиня»;

· льготы в виде разрешения на внеочередное приобретение автомобиля при достижении 10-му ребенку 16 лет (в советский период приобретение автомобилей было связано с многолетними ожиданиями в очередях, что вынуждало покупателей приобретать автомобили на «черном рынке» по ценам значительно превышающим государственные);

· и ряд других льгот.

Материальные компенсации и льготы были выгодны для многих мужчин, а государство было заинтересовано в быстром приросте населения, как дешевой рабочей силы. Проигрывали при этом женщины.

Денежные льготы и компенсации не всегда шли на поддержание здоровья матери и ребенка. Часто эти средства расходовались на общие нужды семьи, приобретение товаров, не имеющих отношения к поддержанию здоровья детей и женщин, рационального питания, необходимых предметов ухода за младенцами и т.п. Другими словами, женщина не всегда имела право распоряжаться по назначению теми средствами, которые государство выдавало на поддержание ее здоровья и здоровья детей. Многим мужчинам такая ситуация была выгодной, потому что иногда сумма всех пособий на детей превышала тот денежный доход, который могла получить жена от неквалифицированного, тяжелого и низкооплачиваемого труда в сельской местности. К тому же, в сельской местности традиции поддерживают миф о престижности многодетной семьи. Большое число детей - это еще и предмет гордости многодетных отцов.

Впервые репродуктивное здоровье в контексте человеческого развития было определено на Каирской конференции как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезни или увечья во всем, связанном с репродуктивной системой, ее функциями и процессами», а охрана репродуктивного здоровья, как «объединение методов, технологий и услуг, которые защищают репродуктивное здоровье, посредством предотвращения и решения проблем в этой сфере». В этот перечень входят: консультирование, информирование, просвещение и услуги по планированию семьи; обучение и обслуживание беременных, обеспечение безопасных родов, патронажный уход за матерью и новорожденным; предупреждение и лечение бесплодия; предупреждение аборта и борьба с его последствиями; выполнение аборта, где таковой легален; лечение инфекций репродуктивной системы, включая СПИД и рак груди; борьба с традициями, которые могут угрожать репродуктивному здоровью (такими, как принятая в некоторых странах «женская кастрация»); просвещение, информирование о сексуальности человека и ответственном родительстве.

Каирская программа действий рассматривает репродуктивное здоровье и его защиту широко, признавая «право на достижение максимально возможного высокого уровня физического и умственного здоровья»; она также включает возможность удовлетворительной и безопасной сексуальной жизни. Охрана репродуктивного здоровья должна распространяться на весь период жизни человека, включая детство, подростковый возраст и старость, а не только репродуктивный период. Безусловно, что те идеи, которые положены в основу Каирской программы, предполагают значительное усиление ответственности государства и дополнительные меры по обеспечению репродуктивного здоровья.

В 1994 году Всемирная Организация Здравоохранения дала следующее определение безопасного материнства: «Безопасное материнство означает достижение оптимального здоровья матери и ребенка. Оно подразумевает снижение материнской и младенческой смертности и усиление заботы о здоровье новорожденного, что осуществимо при доступности мер по охране здоровья, включая планирование семьи, медицинское обслуживание беременности, родов и послеродового периода». В документах Каирской конференции по народонаселению безопасному материнству посвящен целый раздел, В нем рассматривается тот вред, который может нанести здоровью женщины беременность в тех случаях, когда женщина не может выносить ребенка, однако, все же пытается это сделать, а также опасность криминального аборта.

Смысл планирования семьи заключается не в ограничении рождаемости, как это сейчас происходит в Китае. Каждая семья имеет право самостоятельно принимать решения о числе детей, планировать беременности, но при этом не должны подвергаться риску здоровье женщины и младенца, а также ущемляться социальные установки женщин. Все люди обладают репродуктивными правами, основанными на принципах человеческого достоинства и равноправия. Но женщины играют особую роль в процессе воспроизводства населения, поэтому репродуктивные права фундаментальны для их социальной жизни и не могут рассматриваться вне концепции прав женщин, как прав человека. Возможность осуществить свои репродуктивные права зависит от статуса женщин в обществе.

Понятие репродуктивных прав включает целый перечень специфических прав, центральным из которых является право на принятие независимого и свободного репродуктивного решения, связанного с репродукцией, сексуальностью и благополучием. Далее, в эту группу входят права, связанные с вопросами защиты репродуктивного здоровья: аборт, безопасное материнство, проблемы подростков, СПИД и заболевания, передаваемые половым путем, а также насилие против женщин.

Права, связанные с принятием репродуктивного решения, были призваны в решениях ООН еще в 1968 году, тогда они распространялись на группы людей, называемых родителями. Современное понимание этого права было сформулировано на Конференции по народонаселению в Мехико (1984) следующим образом: «Все пары и отдельные лица обладают фундаментальным правом принятия свободного и ответственного решения относительно количества детей и длительности периода между их появлением, а также доступа к информации, просвещению и средствам для обеспечения этого…». Основным изменением, отразившимся в новом определении, является расширение категории лиц, обладающих правом репродуктивного решения, до отдельных лиц и пар. Это означает признание мировым сообществом того, что право на репродукцию принадлежит не только семьям, но всем людям. Вторым важным моментом является требование не только информации и просвещения в соответствующей области, но и средств (методов и ресурсов) для осуществления репродуктивных прав.

Все последующие дискуссии признают право решения основным среди всех репродуктивных прав. Важным международным документом в этой области является Конвенция по искоренению всех форм дискриминации в отношении женщин, в которой неоднократно утверждается право на информацию и консультирование по планированию семьи, на «основе равноправия мужчин и женщин».

В некоторых странах (Канада, Австралия, Новая Зеландия, Скандинавские страны) женщины добились многого: в школах преподаются основы сексуальной грамотности, аборт легализован и доступен, государство предоставляет широкий спектр социальных гарантий. В США и Германии, несмотря на некоторые улучшения, право на аборт все еще ограничено. В зависимости от штатов и земель, не все благополучно и с предоставлением детских садов. В Китае, где рождаемость контролируется государством в сторону ограничения, очень высок уровень использования контрацептивов, но благодаря пренатальной диагностике по определению пола на ранних стадиях беременности, семья, могущая иметь только одного ребенка, нередко решает сделать аборт в том случае, если плод - женского рода.

Проблема аборта нашла отражение в документах ООН только после 1992 года. Ранее правительства поощрялись к тому, чтобы «предпринимать соответствующие шаги с тем, чтобы помогать женщинам избегать аборта, который ни в коем случае не может поощряться в качестве метода планирования семьи и, если это возможно, гуманно обходиться и обеспечивать психологическое консультирование женщин, которые прибегли к аборту». В связи с приведенной формулировкой возникает вопрос о том, рассматривается ли все-таки аборт, как метод планирования семьи, в том случае, если к нему прибегают для увеличения интервала между появлением детей. Является ли любая процедура, приводящая к увеличению периода между родами, методом планирования семьи?

На Каирской конференции по народонаселению было признано, что немедицинский аборт является проблемой общественного здравоохранения, а государства были признаны проявлять сочувствие по отношению к женщинам, прибегнувшим к аборту. Сохранив положение о том, что аборт не должен становиться методом планирования семьи, документы конференции призывают обратить особое внимание на проблемы женщин, столкнувшихся с нежелательной беременностью. Предотвращение и уменьшение числа нежелательных беременностей должно быть достигнуто посредством расширения и улучшения услуг по планированию семьи.

Статистика подтверждает, что чем выше уровень использования контрацептивных средств, тем меньше абортов. По использованию эффективных контрацептивов на первом месте стоит Китай, потом идут Великобритания, Бразилия и на четвертом месте США.

Не являясь основным методом контроля над рождаемостью, аборт, тем не менее, остается распространенным способом решения проблемы нежелательной беременности. Поэтому, на данном этапе развития гендерных отношений, отстаивание права на аборт является важным пунктом борьбы за права женщин.

По мнению активистов "Pro-choice", женщина вправе принимать решение об аборте самостоятельно, с учетом своих жизненных ценностей. Ребенок, как правило, радикально меняет жизнь женщины. Для многих молодых женщин сохранение беременности может обернуться стрессовой ситуацией, они теряют возможность продолжить образование, сохранить рабочее место. Во многих ситуациях ограничение жизненных шансов в связи с рождением ребенка обуславливает выбор женщиной искусственного прерывания беременности. По мнению феминисток, закон не должен оказывать влияние на действие врачей и решение женщины, он должен лишь гарантировать свободный доступ к медицинскому обслуживанию. Право на аборт должно рассматриваться в контексте основных прав человека. Право на информацию о методах регулирования репродуктивного поведения также принадлежит этим правам.

Противоположная точка зрения состоит в том, что аборт - есть убийство. Зародыш рассматривается как живое существо. Женщина лишается права на собственное тело. Эта точка зрения активно поддерживается церковью и отражается в движении «Pro-life». Христианская точка зрения исходит из утверждения греховности сексуального. Истинно блажен воздерживающийся от половых контактов. Сексуальные отношения принимаются в браке постольку, поскольку ведут к деторождению. Поэтому, скажем, католическая церковь не приемлет факт контроля над рождаемостью. Аборт рассматривается в христианской парадигме не только как уклонение от богоугодной жизни, но и как убийство живого существа, которым с момента зачатия является зародыш.

Разница в отношении к абортам у представителей двух разных течений возникает от того, что они рассматривают, как основную ценность, разные объекты. Феминистки, настроенные «Pro-choice», считают наиболее важным женщину, ее право на выбор, на свое тело. Право зародыша на жизнь не рассматривается, он вообще отсутствуют, так как в данном контексте есть только одна личность - личность женщины. Противники абортов отказывают женщине в праве на ее собственное тело. «Это не ее тело, а тело другой человеческой личности. С каких пор мы дали матери право убивать ее детей - рожденных или нерожденных?» Беременность после изнасилования также не является веской причиной для аборта «… мы никогда не должны убивать невинное дитя за преступление его отца».

В настоящее время православная Церковь также негативно высказывается по поводу искусственного прерывания беременности. «Церковь Христова никогда не благословляла контрацепцию, считая все ее виды смертным грехом, равнозначным убийству. Любые виды контрацепции приводят к непредсказуемым последствиям на физическом и духовном уровне».

Церковь никогда не благословляла аборты и особо сурово обличала за них. Церковь учила воздержанию и терпению в браке». Кроме морального в материалах движения «Pro-life» присутствует демографический аспект. Аборты представляются угрозой существования нации.

Два аспекта - моральный - посягание на жизнь другого человека, тогда как библейская заповедь гласит - «не убий» и демографический - аборты приводят к физическому уничтожению человечества, присутствуют в дискуссии об аборте в рамках движения «Pro-life».

Признав, что репродуктивные права и репродуктивное здоровье подростков остались вне сферы внимания мировой общественности, документы ООН последнего пятнадцатилетия, взяв за основу Конвенцию о правах ребенка, призывают правительства организовывать специальные обучающие программы для подростков. Их содержание должно включать информацию о роли, правах и обязанностях родительства, а также о методах планирования семьи. Цель же состоит в том, чтобы помочь подросткам осмыслить тот возраст, в который они вступают, а также уберечь их от нежелательных беременностей и СПИДа. Среди психологов и педагогов во всем мире идет спор о том, предотвращает ли половое просвещение подростковую беременность и распространение заболеваний или, наоборот, стимулирует интерес к этой сфере. Поэтому в документах Каирской конференции отмечается, что половое просвещение должно вестись с учетом национальных традиций и культурных особенностей каждой страны, а Пекинская конференция призывает учитывать, прежде всего, интересы ребенка.

В документах ООН с тревогой признается, что количество заболеваний, передающихся половым путем, растет. Особую озабоченность вызывает распространение СПИД, а также тот факт, что 4/5 страдающих от него людей живут в индустриальных странах. Особенно страдают женщины, становящиеся жертвами рискованного сексуального поведения партнеров: вероятность передачи заболевания от мужчины к мужчине выше, чем от женщины к мужчине; кроме того, женщины обладая меньшей властью в обществе, часто не имеют возможности отказаться от нежелательной половой близости, а симптомы заболевания у них довольно долго остаются скрытыми.

Люди с вирусом приобретенного иммунодефицита часто подвергаются дискриминации; осуждая ее, решения многочисленных международных конференций направлены на поиск средств и методов борьбы со СПИДом.

Общественные дискуссии вокруг проблемы аборта, с одной стороны, и гигантский технологический прогресс, сделавший возможным многое из того, что ранее казалось немыслимым, в том числе «нетрадиционные способы» зачать и родить ребенка, с другой, неизбежно порождают новые вопросы относительно репродуктивных прав. Сейчас на Западе достаточно широко используются такие методы как искусственное осеменение (оплодотворение в искусственной среде с последующей пересадкой зародыша в матку женщины, которая иначе не способна зачать), а также суррогатное материнство (зародыш, полученный слиянием мужской и женской клеток, помещают для вынашивания в тело женщины, которая в таком случае не является генетической матерью). Можно ли все же считать ее биологической матерью? И сколько матерей может быть у человека? Кроме того, если существует право на аборт, то есть право не воспроизводить потомство, возможно, должно существовать и «противоположное право» его воспроизводить и прибегать к описанным технологиям?

Несмотря на положительные тенденции в изменении репродуктивных возможностей женщин, они тем не менее от начала до конца не свободны в своей репродуктивной функции. Элементами ограничения и контроля являются не только запрет на аборт, но и отсутствие информации о средствах предохранения, недоступность контрацептивов, отсутствие (или недостаток) реального социального обеспечения со стороны государства в виде яслей и детских садов, неучастие партнеров-отцов рожденных детей в воспитании и обеспечении своего потомства, неадекватные медицинские условия для вынашивания и рождения здоровых детей, и т.п. Женщина вправе, требовать всех этих гарантий в силу того, что решение о рождении ею ребенка является не только индивидуальным актом, но и актом гражданской ответственности. И если государство или мужчина, не способные самостоятельно воспроизвести живую жизнь, считают возможным навязать женщине эту функцию, то ответственность тоже должна быть общей.