Голубая лента Атлантики

Особое место в истории судостроения занимает постройка и эксплуатация трансат-

лантических пассажирских лайнеров, участвовавших в борьбе за приз «Голубая лента Атлантики».

Официальной датой открытия регулярного трансатлантического судоходства счита

ется 4 июня 1840 г. Именно в этот день был учрежден кубок «Голубой ленты» Атлантики.

Приз носил символический характер и присуждался судам в рекордное время совер

шившим переход из Англии в Нью-Йорк или обратно.

Состязание имело под собой коммерческие цели, преследовавшие укрепление авто

ритета в конкурентной борьбе судоходных компаний США, Англии, Франции, Италии и Германии.

 

Рис. 1.71. Победители трансатлантических гонок лайнеры судоходной компании Кунард Лайн «Куин Элизабет» ( 1938 г., 83650 б.р.т ) и «Куин Мэри» ( 1936 г., 82000 б.р.т ). В правой части рисунка – кубок «Голубая лента Атлантики».

 

Кубок выглядит следующим образом:

«на массивной подставке из оникса стоят крылатые фигуры, поддерживающие земной шар. Между фигурами Победы сидят бог моря Нептун и его жена Амфитрита.

На земном шаре Атлантический океан обозначен голубой эмалевой краской. Через него от Англии до Нью-Йорка проходит широкая красная полоса - арена борьбы судов за скорость. Шар окружен широким кольцом; на котором уже после изготовления кубка изо

бражены четыре трансатлантика: «Грейт Уэстерн», «Мавритания», «Рекс» и «Нор-

мандия»

На самом верху изображены две борющиеся фигуры: одна из них символи-

зирует Атлантический океан, а вторая - человеческий ум и силу, которые побеждают стихию и двигают соврем лайнер.

Высота этой скульптурной группы 120 см, она сделана из серебра и весит 18 кг ».

Первое время «Голубую ленту Атлантики» постоянно удерживала компания «Ку-

нард Лайн», изредка уступая судам компаний «Коллинз Лайн» и «Уайт Стар Лайн».

В дальнейшем призом владели:

В 1897 г. - «Кайзер Вильгельм дер Гроссе» ( рис. 1.72 ).

 

Рис. 1.72.«Кайзер Вильгельм дер Гроссе», длина 191 м, валовая вместимость 14350 т, 1739 пассажиров.

 

В 1903 г. - «Кайзер Вильгельм II» ( рис. 1.73 ).

 

Рис. 1.73. «Кайзер Вильгельм II», длина 215,5 м, валовая вместимость 20 000 т, 1888 пассажиров.

 

С 1907 г. в течение 22-х лет первенство держали суда компании «Кунард Лайн» (Англия) «Мавритания», «Лузитания» с паровыми турбинами мощностью 70925 л.с.

Средняя скорость достигала 27,4 узла, самый короткий переход - за 4 дня 22 часа 29 мин.

В 1929 г. - «Бремен», Германия. Средняя скорость 28 узлов, переход - 4 дня 17 ча-

сов 42 мин. Особенность корпуса - бульбообразная носовая оконечность.

В 1930-1932 г. - «Европа», Германия.

В 1933 г. - «Рекс» - Италия ( рис. 1.74 ).

 

 

Рис. 1.74. Итальянский лайнер «Рекс»

 

В 1935 г. - «Нормандия», Франция ( рис. 1.75 ).

 

 

Рис. 1.75. Французский лайнер «Нормандия», водоизмещение 83243 бр.рег.т.,

средняя скорость 31,2 узла ( 56 км/ч ), продолжительность перехода - 3 дня, 22 часа, 7 мин. Потоплен немецкой подлодкой в 1914 г.

 

В 1936 г. - «Куин Мэри», Англия, водоизмещение 82000 бр.рег.т., мощность турби

ны 162 000 л.с., переход - 3 дня, 20 часов, 42 мин.

В 1938 г. «Куин Элизабет», Англия.

В 1952 г. - «Юнайтед Стейтс» - США ( рис. 1.76 ).

 

 

Рис. 1.76. Трансатлантический лайнер «United States»

 

В течении целого столетия материального воплощения приза для обладателей «Го-

лубой ленты» не существовало, этот пробел решили восполнить руководители Междуна-

родного комитета по определению условий для завоевания «Голубой ленты Атлантики», созданного в 1935 г.

Средства на изготовление приза выделил миллионер из Англии Гарольд Хейлс и заказал его у лучшего ювелира.

Первым материализованный приз получил спустя 3 года после победы в 1933 г. итальянский лайнер «Рекс», затем французский лайнер «Нормандия».

После этого приз попал опять в Англию: кунардовский лайнер «Куин Мэри» побил рекорд. Однако, «Кунард Лайн» отказалась принять приз, заявив, что она не приветствует соревнование в скорости пересечения Атлантики.

До 1952 года приз, стоимостью 2500 фунтов стерлингов, в течении 14 лет находил-

ся в ювелирном магазине английского города Сток-он-Трент (Stoke-on-Trent). В 1952 году приз по приказанию графа Саутерлендского, который являлся в то время председателем комитета, был доставлен в Лондон.

12 ноября 1952 года на торжественном обеде на борту лайнера «Юнайтед Стейтс» в Нью-Йорке граф торжественно вручил его компании «Юнайтед Стейтс Лайнз».

С тех пор лайнер «Юнайтед Стейтс» является обладателем этого приза. Сам лайнер все еще не разрезан на металлом. После начала эры воздушных трансатлантических пере

летов лайнер много раз менял владельцев, переходя из рук в руки.

В 1996 году он наконец вернулся обратно в США и находится сейчас в Филадель

фии.

 

Рис. 1.77. Пассажирский лайнер «Титаник»

 

Черной страницей в истории конкурентной борьбы за обладание «Голубой лентой Атлантики» является гибель «Титаника» - пассажирского лайнера компании «Уайт Стар Лайн», явившаяся самой крупной морской катастрофой.

 

 

Рис. 1.78. Гибель «Титаника»: затоплены 9 отсеков, включая машинное отделение;

«Титаник» погружается в море носовой частью, оркестр в музыкальном салоне продолжа-

ет играть попурри из оперетт Кальмана; «Титаник» переламывается пополам, и через 2 часа 40 минут после столкновения уходит под воду

 

Совершая свой первый трансатлантический рейс, 14 апреля 1912 г. в 23 ч. 40 мин «Титаник» столкнулся с айсбергом. 15 апреля 1912 г. в 2 ч 20 мин «Титаник» затонул.

Непотопляемость «Титаника» гарантировалась при затоплении 5 смежных отсеков.

При столкновении с айсбергом были затоплены 9 таких отсеков, в том числе отсеки ма-

шинного отделения. В результате «Титаник» переломился и ушёл под воду вверх кормой.

Погибло 1503 человека, спаслось - 703.

Ниже ( рис. 1.79 ) показан один из наиболее крупных пассажирских лайнеров - «Гранд Принцесс».

 

 

Рис. 1.79. Круизный лайнер «Гранд Принцесс».

 

Лайнер спущен на воду в 1998 г., длина 300 м, ширина 46 м, водоизмещение 108 000 т, 3 000 пассажиров, экипаж 1500 человек.

Строительство крупных пассажирских судов продолжается.

В октябре 2010 г. в п. Саутгемптон ныне здравствующая королева английская Эли-

забет разбила бутылку шампанского о борт только что спущенного лайнера «Queen Elizabeth II».

Это судно- не самое крупное в мире, тем не менее его длина – 273 м, число пасса-

жиров – 2 000 человек.