ТЕОРИИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В литературе разработаны два направления в теории принятия решений - нормативный и описательный. В рамках нормативной концепции широко известна теория ожидаемой полезности (вы­годы). Ее сформулировали американские специалисты по приня­тию решений Джон фон Ньюман и Оскар Моргенштерн в 1947 г. С их точки зрения теория полезности (выгоды) объясняет не то, как люди ведут себя в действительности, а то, как они должны себя вести, если следуют требованиям рационального принятия реше­ний. Нормативная модель - это модель того, как люди, способные принимать рациональные решения, должны вести себя в предпола­гаемых обстоятельствах.

Теория ожидаемой выгоды исходит из того, что обычно люди, принимающие решения, накапливают огромное количество ин­формации о возможностях и последствиях любого вида действий. Принимая эту информацию, они способны так или иначе выявить все плюсы и минусы любой альтернативы, сравнивать это и выби­рать решение, увеличивающее ожидаемую выгоду (пользу).

Одна из основных целей этой теории - сформулировать оп­ределенный набор предположений или аксиом, определяющих ра­циональное принятие решений. Среди них известны следующие.

- Порядок альтернативы. Он означает, прежде всего, что партнеры, рационально принимающие решения, должны иметь

возможность сравнивать любые две возможности. Нужно либо предпочесть одну другой, либо остаться безразличным к обеим.

- Доминантность. Считается, что партнеры, поступающие ра­ционально, не должны принимать решение, над которым домини­рует другое.

Решение является сильно доминантным, если при сравнении с другим оно оказывается способным приносить лучшие во всех от­ношениях результаты (большую выгоду). Решение является слабо доминантным, если при сравнении с другим оно приносит лучшие результаты (наибольшую выгоду) как минимум в одном отноше­нии и такие же или худшие результаты в другом отношении. Со­гласно теории полезности (выгоды), тот, кто принимает рацио­нальное решение, не выберет такое, над которым доминирует дру­гое решение.

- Погашение. Это означает, что если два, связанные с риском, варианта включают одинаковые и равновероятные последствия, их выгода не должна учитываться при выборе. То есть выбор между двумя возможностями должен осуществляться только на основе их разницы, а не на основе общего между ними.

- Транзитивность. Означает,- что если принимающий рацио­нальное решение предпочитает альтернативу А альтернативе Б, а альтернативу Б - альтернативе В, то он должен предпочесть аль­тернативу А альтернативе В.

- Непрерывность. Означает, что есть две группы возможностей (лучшие и худшие). Партнер, рационально принимающий решение, всегда предпочтет уверенность в среднем результате риску между наилучшей и наихудшей возможностями, если шанс получения наилучшего результата достаточно высок.

- Инвариантность. Принцип означает, что принимающий ре­шение не должен попадать под влияние способа предложения аль­тернативы. Фон Ньюман и Моргенштерн математически обоснова­ли, что получаемая выгода (польза) является максимальной, когда принимающий решение следует этим принципам.

Были попытки выдвинуть и другие теории ожидаемой полезно­сти. Например, американский специалист по принятию решений Леонард Сэвидж сформулировал "субъективную теорию ожидае­мой выгоды", в которой он допускал значимость личных возмож­ностей. Этот подход оказался важным в тех случаях, когда объек­тивная возможность не может быть выбрана в будущем, то есть может быть реализована только однажды, в неповторимой ситуа­ции.

Несмотря на то что теория ожидаемой выгоды все еще обсуж­дается как единственная и универсальная, ее общепринятой кон­цепции пока не существует, а есть целое семейство таких теорий.

Специалисты в области принятия решений отмечают известные ограничения теории ожидаемой полезности. По их мнению, эта теория вообще неадекватно описывает процесс принятия решения. В ряде экспериментальных исследованиях Мориса Аллайса, Дэ­ниела Эллсберга и Джея Руссо было обнаружено, что в реальном поведении, связанном с принятием решения, человек опровергает принципы погашения, транзитивности и инвариантности и прини­мает те решения, которые в соответствии с указанными принципа­ми принимать не должен.

Было доказано, что теория ожидаемой выгоды создает ряд уп­рощающих приближений именно из-за математической трактовки и чисто аналитических решений. На самом деле, принимая реше­ние, человек поступает зачастую совсем не так, как это видится авторам теории ожидаемой выгоды. Это происходит из-за того, что информация о возможностях нередко отсутствует или слишком расплывчата, а восприятие человека очень избирательно, память искажает информацию, а последствия каждого варианта большей частью непонятны, так как беспомощный человек порой не знает даже о своих возможностях.

Установлено, что теория ожидаемой выгоды очень полезна в качестве нормативной модели принятия решений, но она совсем неэффективна в качестве описательной модели, характеризующей, как человек внутренне принимает решения. Чтобы описать то, как человек поступает в ситуациях, связанных с выбором, оказывается, необходимы другие описательные теоретические модели приня­тия решений. Таковыми стали следующие.

- Теория удовлетворенности Герберта Саймона. Предложена им в 1957 г. Он установил, что человек хочет чувствовать себя удовлетворенным, а не добиваться оптимального варианта при принятии решения. Он принимает такое решение, которое его уст­раивает, а не то, которое оптимально.

- Теория перспективы Дэниела Канемана и Амоса Тверски. Вы­двинута авторами в 1979 г. В ней понятие "выгоды" ("полезности") заменено понятием "ценности". В нем особую роль играют понятия "приобретения" и "потери". Авторы обнаружили следующие инте­ресные психологические эффекты.

- Эффект преобладания потерь. Установлено, что чисто пси­хологически потери человеку кажутся значительно большими, чем приобретения. Например, потеря 500 долларов будет волновать

обыкновенного человека гораздо сильнее, чем приобретение 500 долларов. Преобладание потерь может осложнять переговоры, так как каждая из сторон представляет сделку как потери, которые ка­жутся ей больше, чем прибыли, которые при заключении ее можно получить-

* Эффект собственности. Заключается в неодинаковой оценке величины стоимости товара, в зависимости от смены собственника. Это означает, что будучи собственником какого-то товара, человек готов расстаться с ним за более высокую цену, по сравнению с той, которую он сам согласился бы заплатить при покупке его.

* Эффект убежденности. Означает, что пересмотр вероятно­сти потери при том или ином исходе в зависимости от постоянного фактора сильнее, когда существует изначальная убежденность в таком исходе, чем когда такой убежденности нет. С точки зрения теории перспективы маленькая вероятность преувеличивается че­ловеком и, таким образом, возрастает значение маловероятного события.

* Эффект псевдоуверенности. Суть его сводится к тому, что бесплатное обслуживание оказывается более привлекательным, чем обслуживание со скидкой, даже если это не сказывается на ис­тинной стоимости.

Итак, теория перспективы основана на том, что предпочтение, которое партнер отдает при выборе альтернативы, зависит от спо­соба постановки проблемы и от того, как эти варианты были пре­поднесены. Если предпочтительный вариант представлен так, что в итоге он создает иллюзию приобретения, тогда ценность его будет расти и, следовательно, принимающий решение не будет риско­вать. Если же предпочтительный вариант сформулирован так, что в итоге он связан с потерей, тогда ценность его будет падать, и чело­век тем самым пойдет на риск. Иначе говоря, люди склонны укло­няться от риска, когда речь идет о приобретениях, и предпочитают рисковать, когда речь идет о потерях.

* Теория раскаяния Давида Белла, Грэхема Лумса и Роберта Сагдена. Основой ее является приведение контрфактов. Считается, что в ряде случаев человек оценивает качество принятых им реше­ний с точки зрения того, что могло бы произойти, если бы он по­ступил по-другому. Эта теория основана на двух выводах: во-первых, на том, что многие люди испытывают чувства, которые называются раскаянием, вернее сожалением, а во-вторых, на том, что неуверенно принимая решения, они пытаются представить или предугадать эти чувства. Так, имея дело с выбором типа N долла­ров наверняка или 2N долларов в зависимости от чего-то, люди

выбирают уверенность, так как боятся разочарований, которые на­верняка испытают при проигрыше. Это очень впечатляюще пока­зывает известная ТВ-игра "О, счастливчик!" и ей подобные.

* Теория выбора со множеством атрибутов (теория компен­сации). Во многих ситуациях, связанных с выбором вариантов, ре­зультат не может быть оценен по какому-то одному единственному критерию. Рассматривая несколько решений с точки зрения не­скольких критериев, следует помнить, что не существует объек­тивного оптимального решения в том смысле, как это бывает с точки зрения единственного критерия. Напротив, участники пере­говоров следуют своим целям и ценностям.

Человек использует различные стратегии поведения при приня­тии решений в условиях множества атрибутов. В свою очередь эти стратегии чаще всего зависят от типа проблемы. Когда человек сталкивается с простым выбором между двумя вариантами со множеством атрибутов, он обычно использует так называемую "стратегию компенсации". Она заменяет низкие показатели одного порядка высокими показателями другого.

Существует несколько способов совершения такой замены.

* "Линейная модель". Это тот случай, когда-учитываются как минимум два параметра. Например, и качество, и его значимость.

* "Модель дополнительного различия". Это другая разновид­ность компенсирующей стратегии. Она похожа на линейную мо­дель. Но если в последней каждый вариант оценивается по всем параметрам и затем сравнивается с другими, то в модели дополни­тельного различия оценивается каждый параметр для всех вариан­тов и учитывается лишь различие между ними. Например, человек, выбирающий машину, скорее задумается над разницей между дву­мя автомобилями, чем станет оценивать все показатели каждой машины, а потом складывать оценки разных параметров (что дела­ет линейная модель).

Сосредоточение на различии имеет как минимум два преиму­щества: значительно упрощает выбор между двумя вариантами, а в качестве модели принятия решения кажется ближе к тому, как че­ловек принимает решение.

* Модель "идеального пункта". Суть ее: человек всегда имеет представление об идеальном варианте, а реальные варианты оце­ниваются с точки зрения близости к идеалу по каждому критерию.

* Принцип более важного параметра. Означает, что при выбо­ре между двумя равноценными возможностями человек обычно выбирает ту, которая имеет преимущество в качестве, что считает­ся наиболее важным.

* Теория некомпенсирующих стратегий. Когда человек сталки­вается с комплексным выбором из нескольких вариантов, он обыч­но использует некомпенсирующие стратегии. Среди них следую­щие.

* Объединяющего правила стратегия. Предполагает исключе­ние альтернативы, выходящей за определенные рамки по некото­рым конкретным критериям. Объединяющее правило приводит к удовлетворяющим, а не к оптимальным результатам.

* Разъединяющего правила стратегия. Каждый из вариантов оценивается по своим лучшим качествам, независимо от того, нас­колько неблагоприятны могут быть остальные качества.

* Лексикографическая стратегия. Предполагает определение для начала наиболее важных качеств, которые будут влиять на вы­бор человека. Затем он выбирает несколько, которые в наибольшей степени его устраивают. Если вариантов больше, чем необходимо, выбирают следующее важное качество, затем следующее и так да­лее, пока количество подходящих вариантов не сократится до не­обходимого.

* Удаления по аспектам стратегия. Каждое качество (или ас­пект), учитывающееся при выборе, выбирается вероятностно, про­порционально своей значимости. Сначала варианты компонуются в соответствии с выбранным наиболее важным аспектом, после чего худшие отбрасываются. Затем выбирается новый аспект, а непод­ходящие отбрасываются и так далее.